You are here: Home НОВОСТИ 2009 По следам КИНОПРОБЫ

Взгляд из зрительного зала: по следам КИНОПРОБЫ 2009


Люблю кино с детства. Это особая, очень близкая тема для моего поколения, чьё детство пришлось на 50-60 годы. Интеллектаульное кино, доставляющее эстетическое удовольствие всегда редкость. Из большого просмотра в памяти осталось несколько наиболее ярких артефактов, о которых хочется поделиться своими впечатлениями и размышлениями. Может, что-то из этого покажется полезным тем, кто любит и создаёт серъёзное, неординарное («неправильное») кино для вдумчивого зрителя.


Ensad, Национальная высшая школа декоративных искусств, Франция

«ДЗЫНЬ!»

Очень архитектоничный фильм. Язык графической эстетики предельно точен и лаконичен. Образ (человека) — знак на плоскости. Чёрное на белом. Интеллектуальный этюд о «бес-покойном» человеке. Мы строим собственное пространство, бесконечно перестраиваем его, «подгоняя» под себя не в силах выйти из него, мы фиксированы в этом пространстве. Куб - метафора предельно устойчивой геометрической фигуры.

Вписать собственное существование в о-предел-лённом пространстве — желание каждого. Замкнутость и устойчивость — гарант спокойствия. Герой фильма - полная этому противоположность. Он постоянно изменяет своё пространство, ему удаётся воздействовать на него даже из вне. Изменяется ли он сам? … Главное не успокаиваться. Всё в наших руках!


«ТОТ КТО....»

Разновидность социального символа, символа человека, жизнь, которого тотально извне детерминирована. Это разновидность человеческой особи, не способной создавать собственную линию в жизни. Абсолютно ведомый, не имеющий индивидуальной внутренней программы движения, этот тип человека выбирает, тем не менее, из двух, трёх линий самую яркую. Путешествуя изо дня в день по кругу, в конечном итоге он обречён выбрать самый надёжный, твёрдый и устойчивый путь (таковым оказывается линия ж.д. полотна - рельсы) и попадает в мрак тоннеля, где его поджидает закономерный конец. В интонации голоса за кадром, повествующего эту грустную историю, неумолимость конца. Начерти свою собственную линию жизни.


Ещё один семиотический фильм (это и понятно, Франция — родина символической и семиотической школы современной теории культуры).

«ТАКОЙ ЖЕ КАК ОСТАЛЬНЫЕ»

Детей в кадре может и не быть, тем более, если это дети-инвалиды, стоит ли «высекать» у зрителя слёзы, когда вместо этого требуется серьёзный, аналитический взгляд на проблему. Перед нами в кадре повседевные предметы: цветные катушки ниток и клубочки шерсти. Они складываются в слова, образуют фигуры... За кадром — голос класса, детский шум (как говорил Амонашвили «жориамури»). Оранжевые, жёлтые, синие, яркие клубочки и катушки. Их приводит в движение чья-то рука. Каждый ребёнок талантлив. Мы можем, а значит и должны, помочь ему, «размотать», «сплести», «связать», «нарисовать» неповторимый узор своего собственного уникального Я.


«ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ»

Ещё один яркий пример нетривиального подхода к сложной проблеме Личность — Социум и её решения средствами оригинальной художественной формы. Эстетика фильма гениально проста и аскетична. Атрибуты детства: школа, доска, мел. Белое на чёрном. Вспомните себя в школе. Доска всегда пугала, с места за партой она страшила вдвойне. Кто её из нас не боялся?.. И поэтому, на ней, может быть, и хотелось в отсутствие учителя кому-то писать всякую пакость:).

Рука (автора) рисует на доске ровный ряд одинаковых знаков - человеческих фигур. Она же придаёт им признаки пола, возраста, статуса и т.д.

На чёрной плоскости постепенно рождается метафора социума, модель общества, где люди объединяются в группы, вступают в отношения, конфликтуют, властвуют, ненавидят, притесняют, ниспросвергают и т.п.

Но когда-то же они были детьми, одного поколения, дружили, учились, может быть, в одном классе и вцелом все были на равных.

Вот такой своеобразный взгляд художника на социопсиходинамику индивидуального роста в возрастной проекции и вечные законы общественного развития.


НАШИ УралГАХА

На мой взгляд, все пять фильмов объединяет мастерское умение передавать удивительно чистое, светлое, непосредственное отношение к жизни и восприятие детским сознанием окружающих нас вещей. Ребёнок всегда присутствует, слит с канвой жизни, эмоционально погружён в неё всецело. Его думание, размышление - это ещё не самоанализ и не саморефлексия. Это переживание происходящего с ним сейчас, «здесь и теперь». Детское любопытство («И всё-таки...», «Бедный шарик»), детские страхи («И Ля и Си и До-диез», «Пусть играет», «Гусеницы»), обиды — это настоящая его жизнь, в которую он погружён (в отличие от взрослых, которые уже научились жить, «как бы»... «скользя по поверхности бытия»...), он живёт не по-нарошку, а всегда всерьёз, всем своим детским существом, полнотой чувств, искренне доверяя своим родным и близким. Взрослые (будущие мамы и папы), будьте бережны с тончайшими струнами детской души. Пусть она сама зазвучит и исполнит свою собственную неповторимую мелодию. Экзистенция детской души — это хрупкая субстанция. Наша юная школа детской анимации, подобно кристально чистому прозрачному ручейку, исполнила свою незабываемую партию в этом оркестре под названием «КИНОПРОБА».


ГРАН-ПРИ фестиваля «ЗАКОН ЖИЗНИ». Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Можно попробовать дешифровать этот прекрасный анимационный фильм, который захватывает с первого кадра. Два рода племени. Люди и Волки. Они враждуют. Волк — тотемное животное, Первопредок данного человеческого рода (североамериканские индейцы, как я поняла). Кровь побеждённого в схватке вожака стаи выпивается молодым вождём. Действительная жизнь на одной территории сопряжена борьбой за пространство обитания и пищу. Но Время неумолимо. Наступает Старость Вождя. Дух Первопредка (Волка) уводит дух старого вождя в иной мир — мир ушедших предков. Мастерство автора — в умении создавать сложную модель художественного пространства, где ясно и органично выстроены несколько временных пластов художественного повествования: мифическое, профанное (историческое) и реальное (смотрим как приключение и, действительно, как было заявлено, по мотивам рассказов Д.Лондона).


«РОДИНА». Famu, Пражская Академия кино, телевидения и исполнительских видов искусств, Чехия

Великолепный пример того, как эстетически скромный изобразительный ряд способен при оригинальном подходе выражать глубочайшие философские идеи. О Природе, Рождении, Матери, Родине, Вселенной. Ошеломляюще оригинальный замысел.


«ОЙ ОШИБОЧКА ВЫШЛА»

Ах эти аисты! Перепутали всё — вместо человеческого детёныша подкинули молодым родителям медвежонка, которого потом мамке риходится брить, стричь и т д. под ревнивым неусыпном надзором папаши. А медвежьей паре достался обычный ревун, ребёнок, которого невозможно научить лазать по дереву. Сыр да бор, когда обнаружилась ошибка, произвели торжественный обмен с приложением рекомендованного с обеих сторон перечня продуктов питания для детей и т.п. Дети вернулись к своим родным мамам и папам. Но вот тут-то и началось самое забавное! Детёныши уже подросли и приобрели соответсвтующие привычки и навыки. Человеческий просил только мёд, бегал по стенам, а медвежонок наотрез отказывался лезть на дерево.

Терпение родителей лопнуло и они совершили обратный обмен. Мораль: то, что упущено в младенчестве и раннем детстве, или в силу обстоятельств не приобретено, почти невозможно восполнить. Смотрится легко, весело. Для родителей с детьми. Готовый для проката замечательный фильм.


НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МАСТЕРАХ

«Колыбельные мира». Елизавета Скворцова

Красивая идея, великолепный замысел. Вот уж, воистину «всё гениальное просто».

Благородная тема. Колыбельная. Красивые песни. Безупречное профессиональное исполнение этих песен. Голоса детей в заставках. Культурная мозаика не превращается в пёструю рябь. Универсальное, архетипическое начало во всех фильмах: Мать и Дитя. Всё дышит любовью и добротой. Талантливый, настоящий мастер. Создаётся ощущение, что рисуют дети. Эти детские фильмы хочется смотреть без конца. Мастер долго нас не отпускает. Спасибо ей и её команде за это творчество. В каждом из нас сидит ребёнок, жаждущий утешения, нежности, любви.


«Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину». Андрей Хржановский.

Фильм в истинном смысле этого слова, художественный. Никаких «длиннот, тошнот и кислот» (А.П. Чехов). Смотрится на одном дыхании. Три актёра держат мёртво весь фильм. Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Г. Дитятковский (Бродский в зрелости ?). Не со всеми деталями можно согласиться, но ясно совершено одно и это правда. Почему время от времени интеллектуалы стремятся умчаться подальше от своей Родины? (Вспомните как А.С.Пушкин в определённый период своей жизни страстно желал уехать, хотя бы на время скрыться от сиятельной опеки). «И уехать страшно и оставаться нельзя». Лейтмотив нескольких поколений русских эмигрантов. «Главная беда у нас неуважение человека к человеку» (цитата фильма). Добавим: неуважение власти к человеку, неуважение человека к власти и закону. В общем, тотальная невозможность любить ближнего своего.


Анимация Р.СААКЯНЦА

Потрясающая эстетика, пиршество для глаз и ушей. Великолепная демонстрация ценностей универсальной общечеловеческой и национальной культуры. Мифопоэтические, архетипические образы задействованы в полную силу. Но как они раскрываются! Казалось бы детская мозаика (в детстве все мы смотрели в чудесную трубку с цветными стёклышками). Но как мастерски автор с этой идей работает. Мифо-философская притча о Вечном. Древо Мира, Райский сад, Колыбель мира, Мужчина и Женщина, река Времён, Добро и Зло и Вечное возвращение туда, откуда ты пришёл в этот мир. И торжество Жизни.


«БАРАБАНИАДА» Сергея Овчарова

Потрясающий фильм. Мифо-философская притча о Человеке, его гении (Демоне), истории и свободе. Отдельная тема для разговора со студентами после просмотра. Редчайший артефакт постсоветского постмодерна.


НОТА ЗА НОТОЙ. Бен Найлс

Документальный фильм о создании (строительстве и рождении) рояля Steinway.

Захватывающая история рождения музыкального инструмента. Всем известно об итальянских скрипичных мастерах: Страдивари, Гварнери, Амати, чьи гениальные инструменты и сегодня звучат в руках гениальных исполнителей. У каждого инструмента свой неповторимый характер звучания. Но после просмотра фильма понимаешь, что фортепианное искусство также рождается задолго до того, как музыкант возьмёт первый аккорд в концертном зале.


С благодарностью организаторам и создателям фильмов:
Щёкотова Раиса Равильевна, доцент кафедры социальных наук