You are here: Home НОВОСТИ 2009 100% Design

С 18 по 27 сентября 2009 года в Лондоне прошел седьмой фестиваль дизайна / London Design Festival.

В третий раз я стал очевидцем безумного праздника с притягательным именем DESIGN, посетив седьмой Лондонский фестиваль дизайна (London Design Festival / LDF), проходивший в этом году с 18 по 27 сентября. LDF – это всегда большое количество значимых дизайнерских событий. В эти дни в Лондоне состоялась 25-ая юбилейная Лондонская неделя моды (London Fashion Week), прошли выставки 100% Design в Earls Court и TENT London в районе Shoreditch. Королевский колледж искусств (Royal College of Arts) традиционно представил выставку проектов студентов-дизайнеров, а весь центр Лондона стал гигантским дизайнерским шоу-румом.






Как всегда к фестивалю появился очередной павильон галереи Серпантин (Serpentine Gallery Pavilion). Авторами в этом году стали известные японские архитекторы Казуё Сейма (Kazuyo Sejima) и Рюё Нишизава (Ryue Nishizawa). Архитекторы описали эту временную структуру как плывущий алюминий, свободно дрейфующий между деревьями словно дым. Отражающий навес колеблется от края до края, расширяя парк и небо. Полированная металлизированная пластмассовая оболочка опирается на тонюсенькие колонны и стеклянные стены. Её внешний вид меняется вместе с погодой, позволяя растворяться в пространстве. «Облако» работает как активное поле, открывая беспрепятственный вид на парк со всех сторон. Эта крытая структура, как бы вытягивая парк. Под ней посетители могут читать, отдыхать и радоваться прекрасным летним денькам. Внутри располагается уличное кафе, обставленное очень модной дизайнерской мебелью.










Следующим объектом дизайна городской среды в течение пяти дней были гигантские шахматы, расположившиеся на Трафальгарской площади. Автором этих двухметровых шахматных фигур стал испанский дизайнер Jaime Hayón. Большеразмерной доской в 160 кв. метров послужила итальянская черно-белая мозаика от фирмы Bisazza. Композиция получила название Турнир (The Tournament). Верхняя часть шахматных фигур была выполнена из керамики итальянской фирмы Bosa. Каждая фигура этих трафальгарских шахмат по форме и силуэту соответствовала известным архитектурным объек-там Лондона.








Металлургический гигант ArcelorMittal построил около Королевского фестивального холла гигантскую металлическую вазу, демонстрирующую дизайн Марка Ньюсона (Marc Newson). Лозунгом этой инсталляции стал слоган: Дизайн + Смелость = Шедевр (Design + Boldness = Masterpiece).






Сразу за «шедевром» в честь нового Лондонского фестиваля дизайна расположилась новогодняя архитектурно-дизайнерская ёлка от японского архитектора Шигеру Бана (Shigeru Ban). Для этой конусообразной инсталляции он использовал сотни картонных труб, соединенных унифицированными крепежными узлами из алюминия. Внутри конуса располагалось предупреждение – Не взбираться на ёлку!






Помня о сюрпризах, которые всегда готовит к этим дням Королевский колледж искусства, я с коллегами направился к главному зданию, которое расположилось на Пиккадилли. Во дворе нас встретила композиция из метровых в диаметре шаров, отполированных до блеска и взметнувшихся вверх. Впечатления было феерическое, а вблизи – так просто завораживающее. Передо мной раскрылась бесконечность искривленных про-странств, в которых я был лишь маленькой песчинкой. К сожалению, автор для меня остался неизвестным, но большой ему респект за эту инсталляцию.






Королевский колледж искусств (Royal College of Art), а именно Отделение промышленного искусства на Кенсингтон Гор, подготовило выставку Sunny Memories (Солнечные воспоминания). Представленные студенческие проекты – это результат совместного сотрудничества 4 высших школ дизайна. В глобальном проекте принимали участие Королевский колледж искусства (Великобритания), Калифорнийский колледж искусств (США), Кантональная школа искусства Лозанны (Франция) и из Парижа Национальная высшая школа промышленного творчества (Франция).






Студенты попытались предложить новые решения на стыке соединения инновационных открытий науки с креативной дизайнерской работой. Главной целью этого международного проекта стало использование научных открытий в области солнечной энергии применительно к созданию новых продуктов промышленного дизайна. Четыре высшие школы выразили своё видение, основанное на революционных технологиях цветных, полупрозрачных и гибких солнечных элементов. Все проекты были поделены на три ка-тегории. Первая включала проекты, которые возможно с учетом существующих технологий изготовить прямо сегодня. Вторая категория проектов потребует разработки новых технологий в ближайшие 3 года. И наконец, третья категория – это проекты, рассчитанные на будущие 10 лет. Вот некоторые интересные проекты.




Insect Killer (Убийца насекомых) студента RCA Ming Kyu Choi привлекает насекомых ультрафиолетовыми светодиодами к плотоядным цветкам. Устройство потребляет очень мало солнечной энергии, аккумулируемой солнечной конусообразной батареей.




Solar Cloud (Солнечное облако) студентов Guiseppe Guerriero и Kai Malte Rover предложили надувную структуру, перекрывающую большие городские пространства. Облако собирает солнечную энергию интегрированными в конструкцию солнечными батареями, частично удовлетворяя потребности города в электроэнергии.




На заднем плане стоит Sollarwall (Солнечная стена) студента Jenny Redd, используемая как часть системы офисной мебели, аккумулирующую окружающий свет, превращая его в электричество. В нижней части металлических опор расположены розетки для подключения электроприборов.

На среднем плане изображения на ящике закреплен «умный» почтовый ящик You’ve got mail (К Вам поступила почта), который придумала студентка Clare Hsu. Всё очень просто! Как только почтальон опускает в ваш почтовый ящик конверт с письмом, журналы или газеты, любые извещения или счета, этот ящик сразу же посылает вам е-мейл или sms-сообщение о случившемся. Ящик, конечно же, работает от солнечной энергии.

На переднем плане стоит Mark (Знак) студента Gene Woo Nam. На электронную бумагу, потребляющую от цветных солнечных батарей очень мало энергии, выводится в реальном времени информация о ситуациях с автомобильным, велосипедным или пешеходным движением.




Floating Chair (Плавающее кресло) студентки Diana Chang представляет парковую мебель, светящуюся ночью. Большое количество такой мебели сделает парки более светлыми и безопасными по ночам. Сидение собирает солнечную энергию, отдавая её в темное время суток посредством экономичных светодиодов. Использование прозрачного пластмассового основания придает Плавающему креслу ощущение легкости.




Electriflore (Элекрофлора) французского студента Alexandre Kournwsky представляет собой гибкое настенной устройство, питаемое солнечной энергией, для выращивания комнатных растений. Новые солнечные батареи устройства стимулируют фотосинтез растений. В верхний раструб можно поместить капсулы с удобрениями для подкормки растений.




Horn (Горн) студента Guillian Graves – это автономная акустический громкоговоритель, который может создавать цифровой звук в любом месте. Графические черные линии являются собственно ленточными солнечными батареями, питающими всю звуковую систему.




Tip-Tap (Идти-Стучать). Французский студент Romain Jung взглянул по-новому на часы-будильник, работающие на солнечной энергией. Установка времени будильника осуществляется поворотом одного солнечного элемента по отношению к другому. Утром функция будильника переворачивает половины, выключая звонок и высвечивая дисплей часов.




Acedia (Лень) – это проект крупногабаритной подушки, разработанный студентами Geoffroy Buthey и Vanessa Hordies. «Лень» сплетена из полосок гибких солнечных батарей и фетра. В результате достигается интересный визуальный и тактильный эффект. Аккумулированная солнечная энергия используется для питания вашего ноутбука, например.




Solar Garden glow (Солнечная подсветка садов) придумала студентка Emma Castelton. Такие автономные устройства размещаются на ветвях деревьев садов и парков. Солнечная батарея, напоминающая по форме небольшой камешек, питает электричеством в темное время суток 6 светодиодных пластинок.

Оценивая увиденное, еще раз хочется отметить экологическую направленность современного дизайна. Представленные студенческие проекты ориентированы на создание инновационных устройств, экономящих природные ресурсы и щедро использующих безграничную энергию Солнца.


Виктор Брагин
профессор кафедры Индустриального дизайна УралГАХА
bragin@usaaa.ru