You are here: Home НОВОСТИ 2015 The London Design Festival 2015

С 19 по 27 сентября 2015 года в британской столице прошел очередной Лондонский фестиваль дизайна (The London Design Festival 2015 / LDF 2015).



«Мэрия Лондона поддерживает дизайн» - гласил лозунг на городских плакатах. В программу Фестиваля традиционно были включены известные ранее выставочные площадки и новые экспозиционные пространства. Ландшафтные арт-объекты были специально изготовлены и установлены для LDF 2015.

В Гайд-парке был сооружен новый павильон для галереи «Серпентайн». Эта традиция имеет уже пятнадцатилетнюю историю. «Юбилейную» постройку спроектировала дизайн-студия «Сельгаскано» (Selgascano) из Испании.







Павильон был изготовлен из алюминиевых дуг, обтянутых рефлексной пластмассовой пленкой и лентами. Оптический эффект достигается игрой цветной пленки на солнце и отражением в ней окружающего природного ландшафта. Внутри павильона расположено кафе для посетителей галереи и парка.





Новым местом для арт-объекта «Пуля из стреляющей звезды» (A Bullet From A Shooting Star) стал полуостров северного Гринвича (North Greenwich Peninsula). Британский скульптор Алекс Чиннек (Alex Chinneck) изготовил и установил сюрреалистичную вышку электропередач, развернув её в пространстве на 180 градусов. 35-метровая металлическая структура объединила в единое целое всё пространство полуострова, включая здание центра O2, спроектированное известным английским архитектором Ричардом Роджерсом (Richard Rodgers).





Традиционным дизайн-хабом в этом году стал Музей Виктории и Альберта (V&A Museum). В 2015 году в Лондоне проходит культурный фестиваль «Год Мексики», посвященный будущим летним Олимпийским играм в Мехико 2016, поэтому во внутреннем дворике музея мексиканский архитектор Фрида Эскобедо (Frida Escobedo) представила Мексиканский павильон, выполненный в виде плоскостных конструкций.







В музее во время LDF 2015 посетители могли посмотреть две экспозиции: «Что такое роскошь?» (What is Luxury?) и «Обувь. Наслаждение и боль» (Shoes. Pleasure & Pain).

Первая экспозиция была посвящена представлениям современных потребителей о «богатстве» в их жизни. В ней украшения из чистого золота перемежались с модными аксессуарами, изготовленными на 3-D принтерах. На второй были выставлены эскизы, прототипы и промышленные образцы исторической, бытовой и дизайнерской обуви, а также всего, что с ней связано.



Примечательным для V&A стал пластмассовый «портал», построенный на втором уровне между выставочными отделами музея. Итальянские дизайнеры Летиция де Аллегри (Laetitia de Allegri) и Маттео Фогале (Matteo Fogale) спроектировали многослойный проход из цветного прозрачного листового акрила. Получился завораживающий интерьерный объект.





В самом центре Лондона на Трафальгарской площади были установлены два крупноразмерных арт-объекта. Для любителей селфи скульптура «Ты» (You) мексиканца Ривелино (Rivelino) – это приглашение к модному виду фотосъемки с последующим обязательным выкладыванием результата в социальных сетях. Два указующих перста – вот лучшее место для селфи. Мне с большим трудом удалось заснять «пустующий» памятник человеческим страстям.

На четвертом пустующем пьедестале Трафальгарской площади установлена новая временная скульптура под названием «Дареная лошадь» (Gift Horse), представляющая собой бронзовый скелет этого животного. Автор произведения искусства — 78-летний скульптор Ганс Хааке (Hans Haacke), постоянно живущий в Нью-Йорке. Свою скульптуру он создавал по рисунку «Анатомия лошади» английского художника 18 века Джорджа Стаббса. «Дареная лошадь» снабжена светодиодным дисплеем с биржевыми курсами валют и видеокамерами, направленными на здание Лондонской фондовой биржи.







Еще пара временных арт-объектов появилась в этом году около здания компании «Свисс Ре» (Swiss Re), ранее известного как «Огурец» (The Gherkin) и построенного по проекту известного британского архитектора сэра Нормана Фостера (Norman Foster).

Первая ажурная многослойная композиция «Навсегда» (Forever), напоминающая металлические велосипеды, была представлена китайским художником-авангардистом Ай Вейвейем (Ai Weiwei). В это же время в здании Королевской академии искусств (RA) проходила персональная выставка этого художника. Во внутреннем дворе был сооружен натуральный лес из срубленных бревен – это работа Ай Вэйвэя «Дерево». Название композиции стоит понимать буквально: восемь деревьев из тех, что когда-то росли в горах на юге Китая, Вэйвэй сделал частью своего искусства. Деревья «растут» вокруг мраморного дивана, на который можно присесть.



Второй скульптурный объект около «Огурца» – это гигантская металлическая фигура девочки с игрушечным медвежонком и коробкой, на которой написано: «Подайте, пожалуйста, щедро». Скульптура называется «Милосердие» (Charity) и изготовлена художником Дамиеном Хёрстом (Damien Hirst).





Под крышей старого рынка Ковент-гарден французский дизайнер Шарльc Петилльон (Charles Petillon) разместил воздушную инсталляцию «Сердцебиение» (Heartbeat), изготовленную из тысяч надутых воздушных шаров белого цвета. А неизвестные мне творцы выпустили вокруг рынка отару овечек Долли, стилизованных под известных всем героев книг, мультфильмов, фильмов и компьютерных игр.



Следующим традиционным местом притяжения всех дизайнеров, приезжающих в Лондон, является Музей дизайна (Design Museum). Во внешней витрине музея всех встречала экспозиция из дорожных знаков, отмечая таким образом 50-летний юбилей графической разработки известных британских дизайнеров Джока Кайннера (Jock Kinner) и Маргарет Кальверт (Margaret Calvert). Эти графики были первопроходцами в современном дизайне и практически открыли новую страницу в прикладной дорожной графике.





На трех этажах Музея дизайна расположились три выставочные экспозиции. Первая была посвящена брендингу и называлась «Лайкни. Наша связь с брендами» (Like Me. Our bond with brands). Самым впечатляющим объектом стал портрет потребителя-девушки, распадающийся на бренды, из которых этот потребитель собственно состоит.





Второй этаж был отведен под ретроспективную экспозицию, посвященную дизайну обуви известной испанской обуви «Кампер» (Camper). Здесь были представлены исторические, современные и концептуальные образцы обуви и стиля «Кампер». Отдельная часть посвящена разработкам в области графики и рекламы этого обувного бренда.







На третьем этаже большое музейное пространство было отдано под лучшие дизайн-проекты 2015 года. 75 экспонатов были отобраны профессиональным британским жюри. А каждый посетитель мог самостоятельно выбрать лучшие и проголосовать с помощью выдаваемого при входе смартфона. Для этого надо было навести камеру смартфона на проектный образец и выбрать нужную оценку. Я выбрал два проекта из области промышленного и транспортного дизайна: это гибридный новый автомобиль i8 немецкого концерна BMW и самоамортизирующиеся колеса для инвалидной коляски, разработанные и изготовленные британскими дизайнерами из Студии LOOPWHEELS.





Новым местом для LDF 2015 стал Сомерсет Хауз (Somerset House). Во внутреннем дворе был сооружен временный фонтан и расставлены металлические скульптуры.



В здании была представлена выставка «10 дизайнеров в восточном крыле». Выставочные помещения представляли собой небольшого размера комнаты, которые больше подошли бы под экспозицию живописи или графики. Дизайнерским объектам в них было тесно. Это видно по ракурсам фотосъемки, некоторые дизайнерские экспозиции приходилось фотографировать из коридора.



Британская дизайн-студия «Паттернити» (Patternity) создала черно-белое графическое пространство, в котором представила свои последние эксклюзивные паттерны.



Британский промышленный дизайнер Росс Лавгров (Rocc Lovegrove) представил свою последнюю разработку для фирмы Кеф (KEF) – портативную беспроводную акустическую систему. Промышленный образец акустики был выполнен в широкой цветовой гамме.





Еще одна высокотехнологичная светодиодная экспозиция была изготовлена студией «Табанлиоглу» (Tabanlioglu Architects & Arik Levy). Прозрачное облако света парило над комнатой. Британская студия виртуального дизайна «Оптимист Дизайн» (Optimist Design) реализовала 3D объект «Одиссей» (Odyssey), позволяющий пользователю ощутить связь между физическим и виртуальным в современных информационных технологиях.

В сентябре 2016 года в Сомерсет Хауз планируется провести первую Лондонскую дизайн-биеннале (London Design Biennale 2016). Темой будущего события будет «Утопия с помощью дизайна» (Utopia by Design).

В этой статье представлена лишь небольшая часть информации о событиях, выставках, экспозициях, которые проходили во время Лондонского фестиваля дизайна в 2015 году. Больше информации вы можете подчерпнуть на официальном ресурсе www.londondesignfestival.com.

До встречи в Лондоне на Фестивале дизайна в следующем году.


Виктор БРАГИН,
профессор кафедры Индустриального дизайна