АРХИВ
2019    2018    2017    2016
2015    2014    2013    2012
2011    2010    2009    2008
2007    2006    ...
 
You are here: Home НОВОСТИ 2014 Ректор в Баку

В середине марта ректор УралГАХА С.П.Постников в составе делегации Свердловской области во главе с губернатором региона Евгением Куйвашевым совершил деловой визит в столицу Азербайджана, город Баку.

Сергей Павлович рассказал о путешествии в один из крупнейших городов Закавказья, национальных особенностях образования, местной архитектурной школе и о многом другом.

- Сергей Павлович, расскажите, пожалуйста, с какой целью был совершен этот четырехдневный визит в Баку, да еще и столь большим делегационным составом?

- Да, действительно в поездке приняли участие, кроме сотрудников правительства региона, более 25 представителей бизнеса, науки и образования. В том числе, в Баку отправились руководители двух уральских вузов – Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Уральского государственного горного университета.

В рамках визита в Азербайджан, прежде всего, меня интересовал вопрос обмена опытом вузовской подготовки архитекторов, дизайнеров и художников и, конечно, установление сотрудничества с некоторыми из высших учебных заведений республики.

- В Азербайджане много вузов по этому профилю?

- Там их всего пять – Азербайджанский государственный архитектурно-строительный университет, Азербайджанская государственная академия художеств, Западный университет, в котором есть факультет дизайна, Нахичеванский архитектурный институт и Азербайджанский государственный университет культуры и искусства. Ну, конечно, в Нахичевань мне попасть не удалось, поскольку она достаточно далеко, поэтому сосредоточился на Баку.

В первый день прошел Российско-Азербайджанский форум, на котором выступали губернатор Свердловской области и министр экономики Азербайджана. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Уральской торгово-промышленной палатой и Азербайджанским фондом содействия инвестициям. Затем за круглым столом я пообщался с представителем международного департамента Министерства образования Азербайджана и двумя проректорами Азербайджанской государственной академии художеств. А на следующий день, воспользовавшись их приглашением в гости, нанес визит в академию.

Хотелось еще успеть познакомиться с коллегами из Архитектурно-строительного университета, но я просто физически не успел к ним попасть, поскольку провел в академии больше 4 часов.

- Была большая программа?

- Весьма объемная: мы пообщались с ректором академии, очень известным азербайджанским скульптором, народным художником республики Омаром Хасановичем Эльдаровым; затем состоялось заседание ученого совета Академии художеств; потом мы прошлись по всем трем корпусам вуза и подписали договор о сотрудничестве.

- Три корпуса? Должно быть, это большая академия…

- Нет, она небольшая совсем – состоит из 4 факультетов: архитектурного, дизайнерского, монументально-декоративного искусства и народных промыслов, а также театрального искусства. В вузе учатся около 900 студентов, но в нем очень просторно.

- Российская и азербайджанская системы образования похожи?

- В принципе между ними много общего. Там вузы тоже перешли на трехступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В Азербайджанской академии художеств к ней пока привыкают с трудом, отчасти, наверное, потому, что вуз молодой – всего 14 лет.



Азербайджанская государственная академия художеств учреждена в 2000 году Указом Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева


- Во-первых, теперь студентам-архитекторам академии, чтобы получить первый диплом, достаточно проучиться 4 года, окончив бакалавриат. Для степени магистра нужно прибавить к этому сроку еще 2 года. В советское время специалистов-архитекторов готовили 6 лет, поэтому, наверное, справедливо считать, что учиться на архитектора 4 года - недостаточно. Кроме того, в Азербайджанской академии художеств, согласно нормативам, в магистратуру на бюджет могут поступить не более 25% выпускников четвертого курса, при этом обучение в ней имеет исключительно теоретический характер. Студенты пишут диссертации, но не обязаны представлять архитектурные проекты, что, на мой взгляд, совершенно неправильно.

-А у нас на бакалавра учатся 5 лет, а на магистра еще 2. При этом магистратура состоит из научно-исследовательской деятельности, которая длится довольно немного по времени, и проектно-практической, занимающей основную часть обучения в магистратуре. И студенты УралГАХА, отучившиеся в совокупности 7 лет, имеют, конечно, очень солидный проектный опыт.

- Раз уж разговор пошел об отличиях подготовки архитекторов… В чем еще они выражаются?

- В Азербайджанской академии художеств больше готовят архитекторов-художников, а не инженеров. До третьего курса, например, они не допускают студентов к компьютерам, просят рисовать руками, чтобы академические навыки все-таки превалировали. И выходит так, что у них очень сильная художественная подготовка, но техническая, конструкторская – довольно слабая, откровенно говоря.

- Во-первых, в этом вузе в принципе очень мало архитекторов, наверное, четверть всех студентов, а может и того меньше. Во-вторых, у них нет традиций в силу возраста опять же. В-третьих, как мне сказал ректор, они не хотят конкурировать с архитектурно-строительным университетом, в котором, кстати, и готовят инженеров-архитекторов.

- Но ведь не скажешь, что в Баку нет своей архитектурной школы. Многие ездят туда, чтобы, в том числе, и полюбоваться на особенный облик города.

- Да, архитектура Баку, безусловно, впечатляет. Но нужно понимать, что авторами почти всех новейших проектов там, в частности, телебашни и новых отелей, являются не азербайджанцы вовсе. Центр Гейдара Алиева проектировал, например, арабский архитектор, много там работает и американец Норман Фостер. Поэтому при всем уважении скажу, что их архитектурная школа нуждается все-таки в развитии и модернизации.

Отчасти первым шагом к этому станет реализация условий договора, который был подписан с УралГАХА. Он предполагает не только обмен опытом, но и совместное проведение научных конференций и исследовательских работ. Кроме того, поскольку квота в Азербайджанской академии художеств на поступление в магистратуру очень маленькая, а у нас гораздо выше, будем брать к нам на обучение их бакалавров-архитекторов.



Комплекс небоскребов «Башни пламени» в Баку




Центр Гейдара Алиева в Баку


- А чем для УралГАХА полезно это сотрудничество?

- В каждой архитектурно-художественной школе есть своя специфика, сильные и слабые позиции. И это замечательно, поскольку дает возможность взаимного обогащения сотрудничающих вузов.

В Азербайджанской академии художеств достаточно сильная подготовка скульпторов. Мне посчастливилось побывать на их выставочных площадках и в музее, потому мог увидеть воочию многие из работ. Неплохо представлена и живопись, хотя она и своеобразна, поскольку создается с учетом национальных традиций. Большое впечатление на меня произвел студенческий магазин вуза, в котором продаются разные работы, в том числе и ковры, стоимость которых весьма солидна – около 500 – 600 евро. Конечно, мы ковры никогда ткать не будем, но в сфере скульптуры, например, стажировка наших преподавателей в Баку была бы весьма полезной.

Кроме того, нам будет полезно взаимодействие и на уровне обмена студентами.




- Как, кстати, иностранных студентов принимают наши, уральские, ребята?

- Наши студенты достаточно образованы, культурны и толерантны. Я ни разу не видел в стенах УралГАХА противоречий на национальной почве. У нас в академии учатся и азербайджанцы, и казахи, и таджики, и эстонцы, и греки. Нет между ними никакого раздрая. Наоборот, наши студенты частенько стараются помогать им. Это традиции - у нас всегда коллектив был многонациональным, а студенты воспитывались в духе корпоративной солидарности. Да и художественное сообщество по своему характеру международно и по природе своей не может содержать противоречий на межнациональной почве.