You are here: Home ОБРАЗОВАНИЕ ИНСТИТУТ ДИЗАЙНА Промышленный дизайн Промышленный дизайн. История

КАФЕДРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДИЗАЙНА




ИСТОРИЯ

Создание кафедры промышленного искусства (сегодня - индустриального дизайна) в 1968 году стало основанием Уральской школы по подготовке профессиональных промышленных дизайнеров.

Уральская школа дизайна занимает в системе отечественного дизайнерского образования особое место. Специфика этой школы определилась, прежде всего, ее географическим положением - в центре одного из крупнейших экономических районов России.



Официальной датой учреждения школы следует считать 1968 год, когда была создана Кафедра промышленного искусства в Уральском филиале Московского архитектурного института. Начальный этап деятельности школы во многом определяется ее предысторией и тем, как складывалось развитие художественного конструирования на Урале в течение 60-х годов.

В 1966 году для архитектурной специальности на строительном факультете УПИ был введен курс «Промышленный интерьер с элементами технической эстетики». Он был разработан Ю. А. Владимирским, который в 1968 году стал основателем и первым заведующим кафедрой промышленного искусства. Специализация кафедры, означенная как «художественное конструирование промышленного оборудования и средств транспорта», требовала фундаментальной инженерной подготовки будущих художников-конструкторов. Поэтому корректировка учебного плана шла по пути включения в него целого комплекса инженерно-технических дисциплин. Значительный объем этих дисциплин в учебном процессе выступил уже на начальном этапе существования школы как ее отличительная особенность.

Начиная с 1968 года, в основу методики преподавания на кафедре промышленного искусства был положен опыт подготовки художников-конструкторов в ЛВХПТУ им. В. И. Мухиной. Этот опыт передавался не только в форме обмена учебными программами, но и при активном личном участии ведущих педагогов, в первую очередь профессора И. А. Вакса, который на протяжении первых лет существования кафедры был председателем ГЭК. Но главное, что пропагандировал И. А. Вакс, и в чем с ним были единодушны преподаватели кафедры - понимание роли практического проектирования в подготовке дизайнеров.

В 70-е годы на кафедру в качестве преподавателей пришли сотрудники Уральского филиала ВНИИ Технической Эстетики. В 1975 году под их влиянием была принята новая программа подготовки дизайнеров. По новой учебной программе проект вводился с первого года обучения. Обучение проектированию предполагалось осуществлять в несколько ступеней, на каждой из которых достигались свои уровни профессиональных знаний, умений и навыков. Так, на первой ступени (1, 2 курсы) у студентов развивались необходимые способности для деятельности художника-конструктора, осуществлялась выработка элементарных знаний и умений. На второй ступени (3, 4 курсы) на базе первоначального усвоения методики про-ектирования, приобретения навыков макетирования совершался переход к решению собственно дизайнерских проблем, с более полным охватом всех вопросов, с которыми реально сталкивается художник-конструктор. На третьей ступени (5 курс) осуществлялся переход к проектированию в конкретных, реальных условиях.

Тематическое разнообразие объектов во второй половине 70-х годов явилось следствием заложенной в учебное проектирование идеи подготовки специалистов широкого профиля, не замкнутого на специализацию в определенных видах объектов.


Дипломные и курсовые студенческие работы 1970 – 80 гг.


В начале 80-х годов получили развитие концепции системного дизайна, заключающиеся преимущественно не в идее системного подхода к объектам дизайна, а в сопоставлении «системного» и «штучного», дизайна и выразившиеся в тенденции к разработке дизайн-программ. На Кафедре промышленного искусства СвердАрхИ такой подход к методике дизайна начал распространяться на объекты, до сих пор традиционно считавшиеся архитектурными. Большее внимание было уделено раскрытию и обоснованию понятия «среда» и «средовой подход» в дизайне.

Назовем еще одну, очень важную тенденцию, повлиявшую на систему подготовки дизайнеров в институте, - возрастание актуальности проблем художественной образности в дизайне. С этой целью в 1984 году была осуществлена реорганизация обучения проектиро-ванию на 1 и 2 курсах. В новом подходе концепция предметного мира как источника художественно-образных средств выступила одной из ключевых.


Дипломные и курсовые студенческие работы 1980 – 90 гг.


С изменением социально-экономической ситуации в России, появлением реального рынка дизайнерских услуг кафедра стремится совершенствовать методику преподавания дизайн-проектирования с учетом потребностей конкретных заказчиков. С этой целью кафедра под-держивает тесные связи с российскими и уральскими предприятиями и фирмами. У кафедры сложились хорошие партнерские отношения с зарубежными партнерами в Германии, Великобритании и Италии.

Большую организационно-методическую помощь в подготовке будущих дизайнеров оказывают члены Союза дизайнеров России, многие из которых являются выпускниками кафедры. В последние годы возглавляет кафедральный ГЭК Президент Союза дизайнеров России, профессор Ю. В. Назаров.

В последние 7 лет кафедра заявила о себе на всероссийском уровне: курсовые и дипломные проекты её студентов экспонировались на региональных, российских и междуна-родных конкурсах и занимали призовые места.

За 35 лет работы кафедра выпустила свыше тысячи специалистов-дизайнеров, которые успешно трудятся во всех сферах индустриального дизайна, а также дизайна интерьера и графики. Выпускники кафедры работают в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в США, Германии, Англии, Франции, Израиле.

Кафедра промышленного дизайна с оптимизмом и уверенностью смотрит в будущее и это вполне закономерно: профессиональный дизайн - гарантия успеха в жестких условиях рыночной экономики.