Чтобы оценить условия предоставления услуг, используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

 
You are here: Home ПРЕССА об УралГАХА Летящие сказки Евгении Стерлиговой

Областная газета. 20.05.2008. Стр. 12.

Летящие сказки Евгении Стерлиговой


Так названа выставка, которая открылась в галерее «Окно» Центра культуры и искусств «Верх-Исетский».

На листах, расположившихся по стенам галереи, тянутся к небу острые готические крыши замков и луковки православных церквей, врезаются в воздух треугольники парусов и птичьи крылья, а корабли не только бороздят водную гладь, но и сказочно взмывают к небу.

«Летящие сказки» - есть такой сборник у всемирно известного уральского писателя Владислава Крапивина. Когда его попросили сказать несколько слов о творчестве Евгении Стерлиговой в преддверии её выставки, он ответил: «Много говорить тут нечего. Хочу сказать лишь о том, что у нас полное взаимопонимание, во многом одинаковое видение мира, и те «страны», в которых мы живем своим воображением, очень, по-моему, похожи...».

Между прочим, в нашей весьма прозаической реальности проживает Евгения Ивановна Стерлигова вовсе не в сказочном замке, а в заурядной «хрущевке» вблизи Обсерваторской горки. Именно там и рождаются эти сложные композиции, где из разноцветных световых пятен проступают то розовые фламинго или глазастые динозавры, то румб или колесо штурвала. Откуда эти бесконечные сказочные, морские мотивы? Конечно, их можно «вычитать» у Крапивина - Евгения Ивановна так и говорит о себе: «Я не художник, я рисующий читатель». Но всё же, кажется, для полноты впечатления надо хоть раз почувствовать и покачивание палубы, и прикосновение ветра, и холодок от брызг на щеке.

Евгении Ивановне это удалось не раз. Она объясняет:

-Знаете полуостров Малоконный на Верх-Исетском пруду? Там у нас целая флотилия, десять яхт, двухмачтовых и одномачтовых. По молодости я две навигации там прошла. Да и не так давно ходила на яхтах в плохую погоду. Речь идёт об отряде «Каравелла», которым много лет руководил Владислав Крапивин, а теперь, после отъезда Командора в Тюмень, продолжают дело его преемники.

Евгения Ивановна - свой человек в «Каравелле». Тоже Командор, только Почетный. На открытии выставки её обнимали и одаривали цветами представители трех поколений знаменитого отряда - те, что за 40, и те, что за 20. И самые маленькие, 5-6-летние. Малышня брала в кольцо, требуя автограф. Да не просто росчерк, а рисунок. И она рисовала «по заявкам трудящихся» дракона, грифона, химеру, летящий корабль. Единственное, что может удержать её на месте, подвижную, как ртуть - этот детский «полон».

-Я для них большая старая игрушка, - смеется Евгения Ивановна.

Когда она приходит в штаб «Каравеллы», её так же обступают со всех сторон. Смотрят, как рисует, пытаются творить сами. Она никогда не усаживает ребят для долгого позирования. Ловит на ходу их жесты, улыбки, взгляды. А потом что-то знакомое проступает в рисунках, украшающих книгу.

«Сказочные страны», о которых говорит Крапивин, они творят вместе: он - словом, она -пером и кистью. Евгения Стерлигова - главный, пожалуй, иллюстратор произведений Владислава Крапивина. И работы ей, поверьте, хватает. На презентации выставки директор галереи «Окно» Светлана Долганова устроила с юными зрителями игру: кто знает больше произведений Крапивина. После двадцати пяти названий начали повторяться, но строгая ведущая отводила повторы и продолжала счет. Совместными усилиями добрались-таки до цифры 58!

А теперь представьте, что все эти произведения проиллюстрировала Евгения Стерлигова. И не по разу! К новым изданиям - и рисунки новые. Сейчас в Тюмени готовится юбилейный сборник Владислава Крапивина «Белые башни Родины». Работы, предназначенные для этого сборника, можно видеть на выставке. Храмы, вознесенные прибрежным утесом - это, оказывается, Тюмень, один из двух главных городов в судьбе писателя.

Уже и в Японии, и во Франции, вместе с переводами крапивинских повестей, «прописался» любимый типаж писателя и художницы - тоненький мальчишка с большими мечтательными глазами и пышной русой шевелюрой. Конкретный прототип? Наверное, в каждом поколении свой. Вот и на выставке отрядными барабанщиками, сыгравшими «марш» любимой художнице, командовал такой, со светлым чубом из-под сдвинутого на затылок берета.

Итак, Крапивин. А есть еще произведения Бредбери, Саймака, Кира Булычева, Алексея Иванова и многих других, кому талант Евгении Стерлиговой помог найти дорогу к читателям. А ещё были Муми-тролли, очаровательные персонажи мультфильмов Свердловского телевидения.

А ещё припомнились десятилетней давности работы по Верхотурью (совсем другая «опера»): четыре храма, четыре времени года. Свято-Троицкий собор солнечным зимним утром. Свежая зелень, смягчившая строгие силуэты Свято-Николаевского мужского монастыря. Улетающие птицы и ранняя изморозь на окнах Покровского женского монастыря. Прогретый солнцем сруб Одигитриевской церкви. Этот деревянный храм в Заречной части Верхотурья мы уже не застали, он исчез с лица земли где-то вскоре после 1910 года. А Стерлигова его «застала». Ей ведь вовсе не обязательно трогать предмет руками и дотошно рисовать его с натуры. У неё богатое воображение и гениальная интуиция. Храмы будто увидены издалека, омыты ветрами истории.

Верхотурских работ на выставке не было. Да и мало ли чего ещё не было. Разве уместишь рамки «Окна» всё то, что наработано почти за полвека.

О неисчерпаемой творческой энергии Евгении Стерлиговой, о скромности и бескорыстии говорили друзья-товарищи по Cpeднеуральскому книжному издательству и журналу «Уральский следопыт», фестивалю фантастики «Аэлита». А профессор кафедры рисунка Уральской государственной архитектурно-художественной академии Василий Соняк обратился к коллеге с собственными стихами - о «неформалах», живущих окрыленно словно птицы:

Не устроен быт - в полёте
Не нужны чертоги вам.
Никогда вы не пойдёте
Вверх по чьим-то головам.
Никогда фальшивой ноте
Не дадите прозвучать.
Пойте дальше, как поёте
-Будем слушать и мечтать...

Собравшиеся аплодисментами подтвердили и разделили это пожелание.


Римма ПЕЧУРКИНА