You are here: Home НОВОСТИ 2021 Триеннале текстильного искусства

7 июля в Москве открылась Триеннале текстильного искусства и современного гобелена.

Грандиозная выставка в четвёртый раз проходит в Государственном музее-заповеднике "Царицыно". В этом году идее триеннале исполнилось 10 лет: первая выставка проводилась в 2011 году. У каждой из выставок была своя тема, и в этом году экспозиция проходит под девизом "В поисках пространства".

Возможности внедрения текстильных объектов в различные варианты среды обитания человека, контексты и способы взаимодействия, выстраивание коммуникаций и поиски смыслов – все это программные задачи для данной концепции триеннале, главная цель которой – укоренение и развитие в современном мире старинного трудоемкого искусства ручного ткачества и других текстильных техник.




На экспериментальной площадке музея наряду с гобеленом представлены различные формы бытования актуального искусства: арт-объект, инсталляция, коллаж, энвайронмент, таписсерия, соединяющая в себе различные текстильные техники: плетение, вышивку, цифровую печать и пр. Выработка актуальных векторов развития художественного текстиля, его форм и языка – одна из основных задач такого рода выставок.




"Тотальная интервенция текстиля в окружающее пространство", по мнению организаторов, заключается в том, что выставочные объекты располагаются не только в выставочных залах, но и в подземной археологической зоне, и в парадных залах Большого дворца, и в парке. Произведения располагаются в парковых павильонах, задействуют прибрежную зону пруда, овраги и мостики, они уверенно и очень по-разному выстраивают отношения с окружающей средой. Находить их на довольно большой территории парка – отдельная задача, интересный «квест».




Необычные условия экспонирования произведений задали широчайшие возможности прочтения темы «пространства для текстиля» и привлекли к участию в триеннале большое количество молодёжи, новых авторов, которые наряду с признанными мастерами современного текстильного искусства пробовали свои силы в решении задач, поставленных темой.




В этом году существенно расширилась география триеннале: кроме российских регионов с признанными школами и сильными мастерами гобелена (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Поволжье и др.), в проекте приняли участие мастера из ближнего и дальнего зарубежья: из Белоруссии и Казахстана, Финляндии и Норвегии, Прибалтики, Польши и Германии. Участники прошли жесточайший отбор, из всех заявок прошла только четверть, как утверждают организаторы.




Тема триеннале позволяет авторам соединять образную, смысловую составляющую работы (у каждого есть своя философская концепция) со структурной основой (композиция, конструкция) работы, а также вести поиск в области фактур, материалов, приёмов и техник: применять традиционный формат "тканой стены" или выходить в объем через трансформации плоскостей в формы рельефа или круглой скульптуры, создавая арт-объект или инсталляцию.




В рамках параллельной программы, традиционно представляющей в "Царицыно" творчество мастеров старшего поколения, музей представляет персональную выставку Эдит Паулс-Вигнере, мастера, которого отличает монументальный размер работ, мощный живописный дар, огромная работоспособность и большой тематический диапазон. Часть работ - из запасников музея, владеющего самой большой в стране коллекцией гобелена (начиная с XVII века до наших дней), другая часть предоставлена Латвийским национальным художественным музеем.




Работа экспозиции продлится до 8 апреля 2022 года, следовательно, работы, представленные в парке, будут переживать все природно-погодные изменения, и это представляет отдельный исследовательский интерес - изменение внешнего вида ландшафта, возможное разрушение работ под влиянием естественных факторов - дождя, ветра, солнца и пр.

Художники Екатеринбурга представлены двумя именами: Ольга Орешко и Галина Храмцова. Признанный мастер и основатель школы уральского гобелена, базирующейся в УрГАХУ, Ольга Орешко представила на триеннале неожиданный проект - серию мини-гобеленов "Дальние миры"– виртуозно выполненных мини-арт-объектов в узнаваемом авторском стиле. "Дальние миры - это крохотные частицы Вселенной, удалённые в пространстве Космоса, зовущие к познанию и мечтам о полётах. Это точки отсчёта бесконечности, частицы целого, частицы мира" - говорит автор.




Работа Галины Храмцовой "Перспектива. Изгнание из рая" предназначена для экспозиции в парке, на склоне оврага. Объект представляет собой 3-х частную композицию из врат, содержащую идею того, что разрушение связей человека с окружающим миром, с природой - ведет к деградации культуры.