You are here: Home НОВОСТИ 2021 Итальянская культурная программа

В Музее архитектуры и дизайна и Уральском центре развития дизайна проходят выставки в рамках Итальянской культурной программы промышленной выставки «Иннопром» в Екатеринбурге, на которой Италия представлена в статусе почетного гостя.

Экспозиции приурочены также ко Дню итальянского дизайна, который отмечают 8 июля.

На открытии присутствовали посол Италии в России г-н Паскуале Террачано, почетный консул Италии в Екатеринбурге Роберто Д'Агостино и директор Итальянского института культуры в Москве Даниела Рицци.




Выставка «Дизайн автомобилей: модели купе от Нуччо Бертоне. 100 лет итальянского стиля» посвящена итальянскому автодизайну и одному из ярчайших его представителей — кузовному ателье Bertone, основанному в 1912 году. За более чем столетнюю историю ателье подготовило множество моделей, которые заняли почетное место в мире автомобильного дизайна.

Куратором экспозиции выступает известный архитектор Энцо Форнаро, имеющий широкий опыт организации международных выставок дизайна.

Стиль работы кузовного ателье всегда был отмечен поиском идеального сочетания уникальных идей с новейшими технологиями. Нуччо Бертоне и его дизайнеры создавали автомобили и их архитектуру подобно великим скульпторам, идеально сочетая линии, формы и объемы. Alfa Romeo, Ferrari, Lancia, Lamborghini и Maserati уже давно стали синонимами безупречного вкуса и стиля во всем мире. В экспозиции проводниками идей ателье выступают несколько моделей купе, созданных с период с 1950-х по 2012-й — год столетия Bertone.




Для своего времени все эти купе имели необычные формы и линии, будто обращенные в будущее. И в этом чувствуется стремление найти новое слово в стилистическом языке. Примером может служить Alfa Romeo Giulietta Sprint 1954 года, созданная Марио Боано и Франко Скальоне, которая определила исходный код дизайна купе в годы экономического возрождения. Сотрудничество Bertone с Alfa Romeo дало жизнь одним из самых интересных и эмоциональных купе в истории. Например, Alfa Romeo Montreal работы Марчелло Гандини, представленная в качестве автомобиля мечты на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году. Именно ее назвали «олицетворением предельных способностей человека в автомобильной индустрии».




Невероятно плодотворным оказался и союз Bertone с Lamborghini. Автомобили их совместной работы стали легендами в области дизайна и инженерии и смогли завоевать любовь во всем мире. Посетители экспозиции увидят Lamborghini Espada, созданную Гандини в 1968 году. Эта модель являлась проводником новой для того времени идеи крупного четырехместного купе, гарантировавшего своим пассажирам высочайший уровень комфорта.




Выставочный автомобильный маршрут завершает концепт-кар Nuccio, созданный к столетию ателье Bertone и представленный на Женевском автосалоне 2012 года. К сожалению, Нуччо Бертоне его появления не застал — великий маэстро скончался в 1997 году. Футуристический автомобиль, созданный дизайнером Майком Робинсоном, вобрал в себя всю историю кузовного ателье, но при этом он же смотрит и в будущее, как учил Нуччо.




В экспозиции представлен и так называемый Mascherone — деревянный макет Alfa Romeo Giulietta Sprint 1954 года, который помогает понять, как создавался и воплощался в металле дизайн купе. Этот ценнейший экспонат Нуччо Бертоне лично передал Национальному музею автомобилей в Турине.




Автомобили, участвующие в выставке, предоставлены Национальным музеем автомобиля в Турине, музеем Bonfanti-Vimar, коллекционером уникальных моделей автомобилей Коррадо Лопресто и другими.

Экспозиция включает огромную коллекцию рисунков и фотографий, которые дают глубокое понимание того, насколько серьезный путь проделало ателье Bertone за свою столетнюю историю.




Поклонники автоспорта могут увидеть гоночные комбинезоны, в которых пилоты Сандро Мунари и Марко Мануччи одержали победу в ралли Монте Карло на легендарной Lancia Stratos работы Гандини, и комбинезон Джорджо Пьянта, одержавшего несколько побед на Fiat 131 Abarth, дизайн которого разработало ателье Bertone.




Экспозиция включает еще одну интересную работу Bertone — симпатичный скутер Innocenti Lambretta Lui. Дизайн для него создал Марчелло Гандини в 1968 году — по его задумке именно так должно было выглядеть транспортное средство для молодежи в новую эру, когда ее голос в мировом сообществе начинал звучать все сильнее.





Другая экспозиция, открывшаяся в Музее архитектуры и дизайна в рамках Итальянской культурной программы промышленной выставки «Иннопром», - «Вселенная Оливетти: воплощенная утопия».

Выставка посвящена истории предприятия Адриано Оливетти и созданной им культуре, которая включала в себя, помимо промышленного проекта, правила стиля, услуги в сфере культуры, обеспечение благосостояния, урбанистическое планирование, а также социологический проект по созданию сообщества.




В 30–60-е годы XX века Оливетти смог воплотить, благодаря своей фабрике в городе Иврея в области Пьемонт, идеальный пейзаж, в котором промышленная и техническая модернизация сочеталась с реорганизацией пространства и четким представлением о связи между фабрикой, городом и его населением. В Иврее технологические инновации, дизайн, архитектура, социальная ответственность и бережное отношениe к территории объединены в уникальную инновационную модель ведения предпринимательской деятельности, которая до сих пор во многом остается передовой.




Экспозиция включает четыре тематических раздела – «Фабрика», «Культура и Имидж», «Город и Политика», «Общество», – каждый из которых разработан в междисциплинарном ключе и объединяет большое количество иллюстративного материала, чертежей, оригинальных документов и репродукций.

В разделе «Фабрика» при помощи документов, изображений, архитектурных проектов, аудио- и видеоинтервью рассказывается о продукции Olivetti и о связанных с этим предприятием предметах. Кроме того, показана сеть предприятий и шоу-румов «Olivetti», созданных по всему миру крупнейшими архитекторами и дизайнерами, что подчеркивает умение Оливетти работать как на собственной территории, так и на международной сцене.




Раздел «Культура и Имидж» знакомит с представлением Оливетти о культуре, а также с его ролью в итальянской культуре: визуальный код Оливетти признан одним из наивысших достижений в сфере графических искусств ХХ века. На выставке также представлены материалы, иллюстрирующие работу Оливетти в сфере книгоиздания и культуры.

Последние два раздела – «Город и Политика» и «Общество» – посвящены деятельности Оливетти в этих сферах. В этом разделе представлены оригинальные документы, архитектурные и урбанистические проекты, книги и материалы, иллюстрирующие политическую доктрину Оливетти.




Завершает выставку подборка фотографий, которые рссказывают об Иврее, о зданиях, построенных при Оливетти, а также о будущем наследия, оставленного Оливетти.




Проект, созданный Министерством иностранных дел и международного сотрудничества совместно с Фондом MAXXI (Национальным музеем искусства XXI века) и Фондом Адриано Оливетти, подготовили кураторы Пиппо Чорра (Фонд MAXXI), Франческа Лимана и Матильде Тревизани (Фонд Адриано Оливетти) при поддержке фирм Olivetti S.p.A. и Translated. Представленные на выставке материалы предоставлены архивом Фонда Адриано Оливетти, Ассоциацией Исторический архив Оливетти, а также другими важными архивами.

Фото С.Крылова