You are here: Home НОВОСТИ 2009 PROгород - итоги

Мысли PRO город


Архитектурную акцию "PROгород" для горожан по популяризации памятников архитектуры Екатеринбурга провела уже во второй раз арх-группа «Подельники».

В последнее время в Екатеринбурге остро стоит проблема сохранения памятников архитектуры. Российская практика показывает, что самый эффективный инструмент защиты памятников архитектуры от произвола в обращении с ними – это понимание всеми слоями общества значимости этих зданий для города, как в плане самобытности культуры, так и в плане экономической выгоды для города.

«Сожалеть о том, что Екатеринбург утрачивает свою историю сейчас практически модно. Но что ты можешь реально сделать для города?» С таким вопросом обратилась к неравнодушным горожанам арх-группа «Подельники», состоящая из студентов Уральской государственной архитектурно-художественной академии.

Любому человеку предлагалось придумать инсталляцию, перфоманс, рассказ, презентацию, экскурсию, которая бы популяризировала памятник архитектуры. Фантазию участников организаторы никак не ограничивали. Идея создания акции «PROгород» принадлежит двум студенткам УралГАХА Полине Ивановой и Антонине Савиловой. Желание сделать акцию не только интересной для зрителей, но и для участников подсказало пока не очень известный Екатеринбургу формат - воркшоп (этот формат популярен своими московскими аналогами такими как фестивали «Архстояние» и «Города»).

Впервые акция «PROгород» прошла в 2008 году.




Схема акции такова: архитекторы и неравнодушные к архитектуре граждане города выбирают объект, о котором они бы хотели рассказать. Но чтобы рассказ их был интересен и понятен публике, они должны сделать это в неком необычном формате, будь то инсталляция, перфоманс, или что-то еще, что привлекало бы внимание обывателей своей формой. Особенность заключается в том, что инсталляция должна быть подготовлена в течение одного дня прямо в городской среде, рядом с «объектом повествования». Заключением акции становится экскурсия по памятникам архитектуры Екатеринбурга, в которой зрителям в занимательной, игровой форме объясняется ценность того или другого памятника архитектурного наследия, рассказывается его история, его проблемы.

Итак, какие же были инсталляции на акции «PROгород».

В Харитоновском саду, на мосту, ведущему к ротонде посреди пруда, был представлен перфоманс, призванный напомнить зрителям, что этот парк раньше был парком Пионеров, и эти малые архитектурные формы не принадлежат ансамблю Харитоновского сада.





Авторы инсталляции - Михаил Кленов, Евгений Демьянинко




Вторым объектом был так называемый «косой дом». Это единственный сохранившийся особняк на берегу Исети. Косым он стал из-за изменившегося градостроительного плана – направление сетки улиц изменилось, и он стал не параллелен улицам. В своей инсталляции авторы обыграли тему кирпича, как идеального модуля для измерения всего, в том числе и счастья. И только ценность этого (кирпичного) здания, по мнению авторов, оказалось невозможным измерить в кирпичах.



Авторы инсталляции - Екатерина Удовик, Анна Сергеева, Дмитрий Дубенский




Далее нас ждали 16 Энгельсов. Авторы решили обыграть адрес дома, расположенного по улице Энгельса 16 (Дом Безбородова). Портреты Энгельса в стиле поп-арта (Энди Уорхола) стояли вдоль стены дома. Здесь зрителям предоставлялась полная свобода действий, и они могли поиграть портретами. Преподаватели УрГАХА собрали из них даже карточный домик.



Авторы инсталляции - Антон Мокшин, Дарья Елисеева






Следующим пунктом нашей экскурсии стала усадьба Железнова, в которой сейчас располагается Институт истории и археологии УрО РАН, поэтому около здания нас ждал картонный шерстистый носорог. Авторы инсталляции также рассказали о бывших владельцах этого дома. По их словам, садик за домом славился на весь город, так как здесь росли самые редкие цветы. Хозяйкой этого садика была жена купца Железнова, муж сделал для нее цветник для развлечения, так как в свет она выходила редко, потому что, по легенде, страдала клептоманией. В этом здании помимо исторических фасадов сохранился и исторический интерьер, но в тот день зрители попасть внутрь не могли, они оценили только внутренний двор, который теперь как сад не используется.



Авторы инсталляции - Вадим Бадьянов, Антонина Савилова, Евгений Казанцев




Дальше зрителям представили «Дом под расстрелом» - это инсталляция, объединяющая несколько разрушающихся старинных особняков по улице Розы Люксембург. Своей инсталляцией авторы хотели сказать, что эти дома находятся в ужасном состоянии, и нуждаются в квалифицированных реставраторских работах. «Косметический ремонт», который принято проводить у нас в городе, убивает памятники архитектуры.



Авторы инсталляции - Александра Гаева, Анастасия Конева, Дина Абдулина




Ольга Краснова представила инсталляцию «Зона маленьких домиков». Последние старинные особняки по Радищева хотят реконструировать, на деле оставив лишь фасады, и построить высотный торговый центр. Инсталляция, где «маленькие домики боятся больших» наглядно демонстрировала потерю масштаба, несуразность среды на этой улице.




Дома Коробовых, а ныне строящийся бизнес-центр «Европа», презентовали Евгений Волков, Евгений Ситников и Евгения Тарасова. Они рассказали об истории и новой судьбе особняков, также накормили зрителей специальными «информационными баранками».

Текст «информационных баранок»:
Первый каменный дом по адресу Главный проспект, 25 появился в 1825 году. В 1830 году новые хозяева - братья Коробковы - решили перестроить его, а на соседнем участке свой дом начал строить Александр Красильников. Перестройка одного дома и строительство соседнего осуществлялось по проекту известного российского архитектора М.П.Малахова, в соответствии с которым для двух смежных зданий автор предложил единый фасад в стиле классицизм.
В 1880-90х гг. фасад дома №25 получил новое убранство в так называемом псевдоготическом стиле. В нём жил купец Павел Логинов, а дом №23 принадлежал Савве Жирякову. Оба дома объявлены памятниками архитектуры всероссийского значения. В 2004-2008 гг. под видом "сохранения" памятников архитектуры застройщик снёс все здания в квартале, оставив от их подлинной архитектуры только уличные фасады, а на их месте построив 5-7 этажный торгово-деловой центр с подземной парковкой.






На последнюю инсталляцию автобус увез нас из центра в район Уралмаш. Здесь магистры архитектуры, ученики УралГАХА провели экскурсию внутри известной «Белой башни». Это была, пожалуй, самая запоминающаяся инсталляция, так как зрители смогли, наконец-то, увидеть не только снаружи, но и изнутри этот памятник архитектуры, чего очень не хватало на других экскурсионных объектах.



Авторы инсталляции - аспистранты архитектуры УралГАХА





КОММЕНТАРИИ ЗРИТЕЛЕЙ

Никита Сучков, журналист:
У нас за сохранение памятников "болеют" единицы горожан, в отличие от Москвы или Питера, но это не значит, что в нашем городе нечего защищать. Так что это мини-путешествие в пространстве и во времени – прекрасная возможность узнать, что мы защищаем и от кого. Отрадно было узнать, что в этом стремлении к сохранению памятников объединились люди разных возрастов и профессий.

Елена Пыжова, зритель:
Забавно, интересно, необычно, незанудно, но побольше бы исторической информации.

Павел Ложкин, архитектор:
Я думаю не достаточно для привлечения внимания общественности одних художественных акций, надо развивать миф, легенду. Если нет их – надо придумать. Но не скучные – как просто хронология: кто там когда жил, а нечто интригующее. Для этого надо привлекать не только художников и архитекторов, но и писателей, поэтов, историков, философов, артистов театров и т.п. А то получилось, что архитекторы сделали для архитекторов – а интересно ли это горожанам – ни кто и не задумывался. А надо именно интерес вызвать не как архитектурному памятнику и не как к истории (это узко, только архитекторам и понятно), а к факту присутствия конкретного дома в тексте города, связать архитектурный объект с обществом. Как это сделать? – надо решать, стоит перед следующей акцией провести конференцию или круглый стол, где это все обсудить.

Ольга Брынцева, фотограф:
Для многих людей памятник - это "мужик с лошадью" или, например, Пушкин. Полагаю, некоторые вообще не подозревают, что дома могут быть памятниками).
И мне кажется, что интересно было бы сделать такую инсталляцию, которая могла бы продержаться дольше, чем один вечер. К сожалению, погода и те же люди сильно портят картонные сооружения, а внимание нужно привлекать не раз в год, а каждый день. Потому что человеку пока десять раз не скажешь, что "это здание важное, если его снесут, часть твоей истории умрет навсегда", он и мысли такой может в своей голове не зародить... Я же вообще человек довольно далекий от архитектуры. То есть я испытываю какую-то особую нежность к старинным зданиям, к кирпичным, к деревянным. Я ими любуюсь. Но обычно дальше такого обывательского любования, фотографирования, дело не заходит.
С другой стороны, полагаю, большинство туристов заняты обычно тем же самым: приезжают в чужой город, смотрят, снимают. А если все здания будут из стекла и бетона, у половины из них возникнет в голове вопрос: зачем мы сюда приехали? Чем может быть нам интересен этот город? На мой взгляд, все идеи были хорошие, оригинальные. Я пыталась выявить самую прикольную, но у меня не получилось. Потому что все идеи разные. Но мне показалось, что можно было бы сделать сами объекты чуть более аккуратно. То есть это мелочи, конечно, но они иногда очень многое портят.

Михаил Венидимович Голобородский, кандидат архитектурных наук, доцент, заведующий кафедрой Истории искусств и реставрации УрГАХА:
Я понял, что выросло поколение людей, которые имеют совершенно другой опыт.

О ротонде в парке пионеров:
Кажется, что прошло так мало времени – всего каких-то 15 лет, но сегодняшнее поколение не представляет себе, что такое пионерия, как будто прошли века.

О косом доме:
Удачный прием, авторами была охвачена большая территория, но про сам объект не было сказано ничего.

О 16 Энгельсах:
Этот объект удивил своим куражом, кроме куража там ничего не было, но он был интересен. Радует, что портрет Энгельса все еще узнают. Понравилось что сам мог включится, поиграть с этой инсталляцией.

О доме под расстрелом:
Я понял, что у студентов также есть переживания за памятники архитектуры, что молодежь не равнодушна к проблемам памятников архитектуры (прим. ред – инсталляция выполнена студентками второго курса УрГАХА). Иногда кажется что мы, преподаватели, не можем вам, ученикам, молодежи, передать интерес к истории архитектуры, и очень отрадно видеть, что это не так.

О маленьких домах, боящихся больших:
У меня это вызвало сожаление об утрате сомасшатбной человеку городской среды. Сомасштабная человеку городская среда почти исчезла. И такое сопоставление масштабов – маленькие домики и огромные билдинги – хорошо отражает эту проблему.

О доме купцов Коробовых:
Отличная задумка с информационными баранками. Вообще все инсталляции поразили тем, что авторы успели так быстро внедрится в городскую среду, буквально в течении дня.

Пожелания:
Я понимаю смысл этой акции как расширение кругозора. В этот раз кто-то расширил свой кругозор, а кто-то нет. Хорошо бы было, если бы все-таки выдавалась какая-то информация об истории памятника.


Заключительные тезисы от организаторов – арх-группы «Подельники»


Радует:
Вызываем все больше интереса
Привлекаем все больше людей
Учимся

Печалит:
Хочется большей самостоятельности от участников
Хочется помощи по распространению информации, исторической справке, организации. Помощи, а не только ни к чему не обязывающих советов.
В этом году в отличие от прошлого все инсталляции имели потрясающую внутреннюю идею, но, к сожалению, по сравнению с прошлым годом красивых, привлекательных инсталляций было меньше.

Вывод - призыв

Уважаемые граждане города Екатеринбурга, неравнодушные к его истории, присоединяйтесь к акции, помогите нам организовать ее, помогите исправить все те недочеты, которые вы увидели! Мы будем рады любой помощи, обсудим любые предложения.


Анна Шубина.

Оригинал статьи размещен на www.arch66.ru