You are here: Home НОВОСТИ 2008 Визит В.Контеева

1 октября 2008 года.

В УралГАХА обсудили, как создавать для горожан качественные товары.


Круглый стол, посвященный созданию качественных товаров для жителей города Екатеринбурга и развитию индустрии моды, прошел 1 октября в Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Модератором проекта выступал заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев. Участниками встречи стали дизайнеры – преподаватели и студенты Академии, представители Комитетов бытового обслуживания населения администрации города Екатеринбурга и его районов, руководители швейных предприятий, профессиональные дизайнеры одежды и журналисты, пишущие о моде. Все они заинтересованы в развитии модной индустрии на Урале, жаждут общаться и находить точки соприкосновения, способные перерасти в новые проекты в области моды.

Выступавшие были едины во мнении, что на смену советской легкой промышленности с огромными предприятиями, выпускающими массовые партии одежды, постепенно приходят небольшие мастерские и студии. Это чаще всего предприятия малого и среднего бизнеса – мобильные, способные быстро ориентироваться в запросах покупателей и требованиях рынка, но подверженные разного рода кризисам и испытывающие на себе огромную конкуренцию, как со стороны других отечественных производителей, так и со стороны китайского ширпортеба. Но даже в таких условиях они способны создавать моду – авторские модели, выпускаемые небольшими тиражами, оригинальные головные уборы и аксессуары. Все это очень ценится екатеринбургскими покупателями и получает самые лестные отклики профессионалов на уральских и российских неделях моды. Наш город стал уже не только центром тяжелой промышленности, но и центром российской моды – это признанно всеми.

Немалую роль в этом играет УралГАХА. Ежегодно академия выпускает 7-10 дизайнеров костюма (200 за все время существования этой специальности в академии). Это немного, но вполне достаточно даже для города миллионика. Наши выпускники - готовые Кутюрье со знаниями во всех областях моды – от тканей до маркетинга, с опытом создания нескольких разноплановых коллекций. А многие и с опытом их продвижения и продажи. Пусть и не всегда удачным. Очень часто французские, итальянские и китайские фабрики одежды просто отбирают работы наших выпускников в эскизах и отшивают по ним партии, выплачивая скромное авторское вознаграждение.

Проблема в том, что лишь единицы из наших выпускников остаются в мире моды. По статистике, приведенной заведующей кафедрой дизайна одежды УралГАХА Людмилой Кокаревой, лишь 30% из них становятся дизайнерами на предприятиях швейной промышленности, причем чаще за рубежом, чем в России. Еще 25% открывают собственное дело, создают собственные бренды, но опять же чаще не в сфере моды, а в продажах тканей, аксессуаров, создании интерьеров, театральных декораций и костюмов. 20% уходят в торговлю продавцами–консультантами и байерами модных брендов, 10% забирают СМИ в качестве стилистов и модных обозревателей. Таким образом, заметила Людмила Кокарева, сейчас в Екатеринбурге можно назвать не более 25-30 имен дизайнеров, способных создать коллекцию и показать ее на Неделе Прет-а–порте, например. Но и это – огромная сила! Это база создания индустрии моды в Екатеринбурге.

Что же требуется кроме дизайнеров для развития модной индустрии? Инвестиции, производственные мощности, внимание и поддержка со стороны властей, заинтересованность СМИ и владельцев торговых комплексов в поддержке местных дизайнеров одежды, платежеспособный покупательский спрос. Индустрия моды во всем мире третья по доходности отрасль после добывающих отраслей и игорного бизнеса, но только в том случае, если интересы всех ее участников совпадают. Пока же мода в Екатеринбурге существует скорее на художественном уровне, чем как сфера бизнеса.

Сделать из моды бизнес трудно, но можно. Это сфера с большим количество рисков, оценить которые должны профессиональные консалтеры. За ними роль и в привлечении к модным проектам и конкретным дизайнерам внимания инвесторов или, по крайней мере, кредиторов. Дизайнерам нужны деньги на создание коллекций в партиях, достаточных для покрытия затрат на их реализацию, хотя бы. Еще лучше если будет выстроена цепочка из дизайнера-инвестора – продавца и покупателя. Пока им часто даже сложно просто найти друг друга.

Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, решено было организовать некоммерческое партнерство молодых дизайнеров одежды, призванное объединить усилия по совместному продвижению. Возможно, из него родится некий бренд молодых екатеринбургских дизайнеров, который, благодаря поддержке городских властей, сначала найдет путь к сердцу владельцев брендовых бутиков и торговых центров города, а затем и к сердцу городского покупателя. Во всяком случае, первый шаг к этому – совместная аренда торговых площадей и организация интернет-магазина, вопрос уже решенный.