You are here: Home АБИТУРИЕНТУ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ Дизайн интерфейсов Композиция

Программа вступительного испытания по дисциплине
КОМПОЗИЦИЯ

для абитуриентов, поступающих на направление подготовки бакалавров 54.03.01 Дизайн
Профиль Дизайн интерфейсов


1. Цель вступительного испытания

Выявить у абитуриента потенциальные профессиональные способности:
- способность к эмоционально-чувственному восприятию формы в целом и отдельным деталям пространственных интерфейсов;
- способность к образному и логическому мышлению;
- способность к пространственному и конструктивному мышлению;
- уровень владения графическим мастерством.


2. Форма вступительного испытания

Вступительные испытания по композиции проводится в форме карандашного рисунка, выполняемого по представлению абитуриента, от руки, без применения чертёжных инструментов (линеек, циркулей) и наглядных материалов.

Продолжительность вступительного испытания – 6 астрономических часов. Распределение времени между этапами работы – на усмотрение абитуриента.

Каждая группа абитуриентов выбирает один из нескольких (4-6) экзаменационных билетов, в котором указаны исходные условия задания:
 Тема (объект) для выполнения графической композиции.
 Геометрическая основа композиций: набор плоскостных и объемных геомет-рических фигур.
 Характер объемной структуры пространственного интерфейса.


3. Содержание вступительного испытания

Работа на экзаменационном листе А3 располагается следующим образом.

Плоскостная линейно-тональная композиция
180х297
Объемно-пространственная тональная композиция
240x297

Эскизные варианты решения плоскостной графической композиции, выполняемые на листе формата А4.

Плоскостная линейно-тональная и объемно-пространственная тональная композиции, выполняемые на листе формата А3.

Плоскостная и объемно-пространственная композиции должны отвечать следующим требованиям:
- Раскрывать заявленную словесно в билете тему, обозначающую объект быто-вого назначения и характер объемной структуры – массивность или ажурность).
- Подчиняться одной геометрической пластике. Элементами плоскостной композиции могут являться прямоугольники, треугольники, круги, а также их части и фигуры, образованные их взаимодействием. Объемно-пространственная композиция, соответственно, образуется взаимодействием параллелепипедов, призм, конусов, цилиндров и их частей.

Плоскостная композиция может рассматриваться как одна из проекций объемно-пространственной структуры: горизонтальная, фронтальная или профильная. При этом не обязательно «дословное», поэлементное соответствие композиций друг другу, достаточно передать лишь общий характер строения, членений, направленности развития формы интерфейса.

В плоскостной и объемно-пространственной композиции может быть использовано не более 10 элементов.


4. Порядок выполнения работы

Плоскостная композиция.

Используя исходные геометрические элементы, составить сложноподчиненную структуру на плоскости, отвечающую требованиям целостности и органичности размещения на изобразительном поле, раскрывающую заданную тему в ее авторском прочтении.

Средствами плоскостной графики (линями различной толщины и тоновыми отношениями) выявить художественный замысел и строение композиции.

Для достижения целостности структуры следует принять во внимание, что элементы композиции могут выполнять назначение:
 Главных композиционных центров.
 Связующих или объединяющих, т.е. осуществляющих переходы от главных центров к второстепенным.
 Фоновых – нейтральных обобщающих.

Раскрытию темы может способствовать удачный выбор характера и на-правления композиционных осей, количества и местоположения центров, тоновых плоскостей, а также использование таких выразительных свойств структуры, как статичность, динамичность, массивность, ажурность.


Объемно-пространственная композиция.

Рассматривая плоскостную композицию как вид сверху, спереди или сбоку, перевести плоское изображение в объемно-пространственное, придавая элементам композиции третье измерение – высоту и глубину. По мере необходимости, композицию можно уточнить или дополнять, сохраняя при этом характер взаимосвязей между элементами и выразительность композиции.

Выбрав оптимальные для переданного образа условия восприятия (высоту горизонта, угол зрения, положение фокусов – одного, двух или трех) – закомпоновать и выполнить линейно-тональный рисунок объемно-пространственной композиции, сохраняя необходимые линейные построения.

Графически оформить рисунок, используя линейную обводку видимых контуров и обязательную тональную проработку для выделения объема, глубины пространства и фона, а также акцентных объемов интерфейса.

Объемно-пространственная композиция может быть одноцентричной или полицентричной, компактной или развитой в пространстве, замкнутой или разомкнутой, статичной или динамичной, в зависимости от задуманного художественного образа.

Строение объемных форм должно подчиняться единой конструктивной логике. Приемы формообразования: сечения, врезки, пронизывания, опирания. Целостность восприятия композиции достигается подобием элементов, пропорциями, ритмическими членениями форм и пространства.


5. Критерии оценок

Максимальное количество баллов за экзамен: 100 баллов, из них – 20 баллов за эскизные варианты, 40 баллов за плоскостную и 40 баллов за объемно-пространственную композицию.


Эскизные варианты композиции.

При выполнении на формате А4 необходимо выполнить следующие условия:

1. Предложить наброски (быстрые эскизы без детализации) 3-4 различных вариантов плоскостной и/или объемно-пространственной композиции.

2. Оригинальность предложенных эскизных вариантов и соответствие теме.

• Эскизы, полностью отвечающие перечисленным условиям, оцениваются высшими баллами от 20 до 16 баллов.
• Эскизы, с достаточно высокими композиционными качествами, но и имеющие недостатки в графическом исполнении или оригинальности решения оцениваются от 15 до 12 баллов.
• Маловыразительные эскизные варианты с невысоким уровнем графики, но полностью завершенные оцениваются от 11 до 6 баллов.
• Примитивные по замыслу эскизные варианты или незавершенные работы получают от 5 баллов и ниже.


Плоскостная композиция.

При выполнении на части формата А3 необходимо выполнить следующие условия:

1. Оригинальность художественного замысла, соответствие темы и заданного характера структуры.

2. Выразительность замысла, цельность и упорядоченность композиционного решения.

3. Качество графики – аккуратность и выверенность линий, штрихов, тоновых отношений, качество штриха и растушевки, а также общая компоновка рисунка в изобразительном поле.

• Плоскостная композиция, полностью отвечающая перечисленным условиям, оцениваются высшими баллами от 40 до 32 баллов.
• Плоскостная композиция, с достаточно высокими композиционными качествами, но и имеющая недостатки в графическом исполнении или компоновке оцениваются от 31 до 23 баллов.
• Маловыразительные плоскостные композиции с невысоким уровнем графики, но полностью завершенные оцениваются от 22 до 16 баллов.
• Примитивные по замыслу или незавершенные плоскостные композиции получают от 15 баллов и ниже.


Объемно-пространственная композиция.

При выполнении работы необходимо выполнить следующие условия:

1. Оригинальность раскрытия темы с учетом заданного характера структур, разнообразие геометрических тел и формообразующих приемов.

2. Целостность пространственного решения, выразительность ракурса и композиционных средств.

3. Правильность построения перспективного рисунка и конструктивных соединений, качество графического исполнения (линии, светотени и фоновое пятно), органичность компоновки рисунка в изобразительном поле.

• Объемно-пространственные композиции, соответствующие всем данным критериям, оцениваются высшими баллами от 40 до 32 баллов.
• Объемно-пространственные композиции конструктивно грамотные и цельные, но стереотипные по замыслу, или работы, имеющие недочеты в компоновке или качестве графики, оцениваются от 31 до 23 баллов.
• Маловыразительные объемно-пространственные композиции, не раскрывающие тему, со слабым графическим исполнением, но построенные достаточно грамотно, получают от 22 до 16 баллов.
• Примитивные объемно-пространственные композиции, выполненные на низком графическом уровне, или явно незаконченные работы оцениваются от 15 баллов и ниже.

* Примечание: в спорных случаях на повышение оценки того или другого задания могут повлиять интересные разнообразные эскизные варианты композиции.


Максимальное суммарное количество баллов за вступительное испытание «Композиция» составляет 100 баллов.

Минимальное суммарное количество баллов, подтверждающих положительный результат вступительного испытания «Композиция» составляет 35 баллов.


6. Материальное обеспечение вступительного испытания

Абитуриент получает один лист ватмана формата А4 (297х210 мм) со штампом приемной комиссии Университета – для выполнения эскизных вариантов композиции.

Абитуриент получает один лист ватмана формата А3 (420х297 мм) со штампом приемной комиссии – для выполнения плоскостная и объемно-пространственной композиций.

Абитуриент должен иметь с собой несколько карандашей, разной мягкости, ластик и точилку для карандашей.


ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

Эскизные варианты композиции. Формат А4



Плоскостная и объемно-пространственная композиции. Формат А3