You are here: Home НОВОСТИ 2020 Выставка Манеровой

24 сентября в Музее архитектуры и дизайна открылась выставка Елизаветы Манеровой «В самом центре».

Название выставки как нельзя лучше передаёт место Елизаветы Манеровой – и по месту жительства, и в семье, и в общественной жизни, и в декоративном искусстве Урала.



Кажется, что речь идёт о городском пейзаже и любимых точках города, определяющих его неповторимое лицо – из раза в раз изображаемых, заученных и повторяемых - как любимые стихи в разных обстоятельствах… Жизнь в центре города - это погружение в среду, где всё незыблемо и узнаваемо: камни – они всегда на своих местах. Но тем более видимы и значительны перемены, связанные с погодой, сезонами, временем дня. Самые незначительные нюансы привлекают внимание. Канва наблюдений над действительностью складывается в рисунок состояний, фиксирующих осень - вообще, утро - как всегда, дождь – как никогда прекрасный. Радость сопричастности автора зрителю возникает именно из этой узнаваемости времени и места, точности наблюдений. Свет, цвет, детали, фактура – всё может стать источником и инструментом создания новой художественной реальности, когда факты становятся основой эмоционально пережитого образа. Плотинка, дождь или снег в лицо, тающие силуэты водонапорной башни, лиственниц и комплекса музеев на берегах Исети; голуби на снегу как многоточие, попытка сложить послание на птичьем языке. Но и человеческий язык, текст, буквицы – отдельная тема в творчестве Е. Манеровой. Особая чувствительность к словесному выражению поэтического восприятия мира, линейная графика каллиграфической вязи – послание из других, лучших времён, когда слово имело определённость и прямой смысл.



Декоративное искусство – оно о самом существенном в жизни человека, а что может быть более существенным, чем сердце города для постоянного и пытливого путешественника, очарованного наблюдателя. Шаговая доступность диктует именно пошаговое восприятие такого знакомого и такого непредсказуемого материала как город. Тропки-дорожки, переходы и лестницы, такие знакомые плиты тротуаров – ежедневный маршрут в треугольнике между домом, мастерской и университетом. Новая мастерская – новые работы. Наконец-то в окнах появилось небо и возможность неторопливого созерцания, а как следствие – отстранённость над-сюжетная, полётная, иной колорит, рождённый из светлых благословенных стен.



Новые работы несут тончайшее чувство цвета, которым обладают только прирождённые графики. Северные колориты серебристых зимних работ, виртуозная мозаичная раскладка цвета в панно-палантинах, в которых образ осени решён через вибрацию отражений и прибитых к берегам тёмной воды листьев. Нет необходимости говорить о том, что художник связан условностями материала – батик в исполнении Е. Манеровой становится пусть декоративной (ёмкой, лаконичной), но картиной, ПОЛОТНОМ. Узнаваемый, фирменный «манеровский» стиль письма: смелость и точность рисунка, острота цветового приёма, бесстрашие в применении и сочетании красок - на выставке обрёл новое, светлое звучание.



И всё-таки центр – не только география. Елизавета Манерова – человек на стыке всего, на острие, в центре. Выставка зримо иллюстрирует то, как современный человек, распятый множеством ролей – способен «взять паузу», остановить бег, всмотреться, почувствовать и зафиксировать нетленную красоту окружающего мира. Поделиться ею. Выдохнуть, и свободно двигаться дальше. Свойство «быть в центре» - непреодолимо.

Галина Храмцова

Фото С.Крылова

Выставка работает до 25 октября в музее архитектуры и дизайна,
ул. Горького, 4а, 2 этаж к. 210.