You are here: Home НОВОСТИ 2016 Сергей Крылов. Интервью с фотографом

Интервью с фотографом Сергеем Крыловым


— Расскажите о Вашей выставке «Синее небо конструктивизма», которая сейчас проходит в Музее архитектуры и дизайна.
Как вы пришли к использованию такой необычной технологии печати?

— Как старый фотограф, я привык, что у любого произведения есть единственный оригинал - раньше это был негатив. Глобальная проблема современности - проблема «оцифровывания» нашей художественной жизни.

С развитием цифровой фотографии ощущение первоначальности теряется, ведь копировать цифровой снимок можно бесконечно много раз, и все копии будут идентичны. У современного фотографического произведения отсутствует то самое первоначальное, что можно хранить у себя.

Осознание этого факта и толкнуло меня в обратную сторону от развития техники. Я решил попробовать сделать цифро-аналоговую форму, когда фотографии делаются цифровой камерой, но потом они преобразуются не только в компьютере, но и руками, при помощи химических процессов. Каждый отпечаток получается условно неповторимым.



Чтобы достичь этой неповторимости пришлось восстановить достаточно древний и простой процесс, который называется цианотипией. Кроме того, возникла идея использовать технологичность этого процесса для объединения образа на бумаге, который когда-то задумал архитектор, с образом, воспринимаемым мной как фотографом.

Цианотипия - это процесс воспроизведения негативов на бумаге, основан он на светочувствительности солей железа и представляет собой бело-голубое изображение. Он был изобретен через 3 года после изобретения собственно фотографии, в 1842 году.

Меня привлекала в этом процессе красота синего цвета, который встречается в природе довольно редко, и кроме эстетической нагрузки он имеет еще и философскую составляющую: это символ чистоты, бесконечности, покоя.



Этот же процесс использовался в технике для копирования чертежей до середины 50-х годов XX века. В англоязычной технической среде даже существует такой термин как «blueprint», а в русском техническом сленге сохранилась копия - «синька».

Поэтому я решил добавить в экспозицию технические чертежи. Кстати, старые чертежи кроме собственно конструктивного изображения, имеют еще и рисованную составляющую – люди ходят вокруг здания, дым из трубы идет, развевается флажок на шпиле. Фотографическое изображение архитектуры тоже не может обойтись без окружающих здание событий.

На мой взгляд, получилось достаточно интересно. Понятно, что оценивать эту работу зрителям. Я как автор свою долю наслаждения уже получил, когда печатал, когда снимал.


— Есть ли у Вас кумиры в мире фотографии, ну или просто те, на кого Вы равняетесь?

— Поиск братьев по разуму? Смена авторитетов происходит довольно часто. Когда-то мне нравился Ман Рей, авангардный художник и фотограф, который работал в лаборатории, занимался наложением изображений, придумывал новые светогенные образы без фотоаппарата. Сейчас мне нравится Андре Кертеш, американский фотограф венгерского происхождения. Его считают значимой фигурой в фотожурналистике. Однако, в его «Дисторсиях» совершенно нет журналистики, только восхищение формой. Такое же ощущение испытываешь, глядя на фото Арно Минкинена, например. Из знакомых – Дима Федоров – человек умеет снимать не глядя в видоискатель, видит пальцами.

Высшее удовольствие – это делать то, чего не делал никто. И понимать это.

В литературе есть такое понятие – «бродячий сюжет». Это канва произведения, разработанная еще древними греками. В фотографии то же. Инстаграм, Тумблер, Фейсбук до краев наполнены повторяющимися объектами съемки, найденными еще Тальботом, Ньепсом и Дагерром. И когда на экране видоискателя ты видишь миллионноснятый сюжет с необычного ракурса – ощущение наверное, как у рыбака – клюет! Потом, когда просматриваешь отснятые кадры, становится ясно – попал или нет. Вообще, работа фотографа кончается в момент нажатия на кнопку. Дальше уже дизайн.


— Какая съемка стала для вас самой ценной, запоминающейся, необычной?

Самая необычная съемка – работа на шпиле Горсовета во время ремонта звезды. Это довольно закрытое место, кроме того и событие нечастое, и работающие наверху люди интересны. В коллекцию артефактов получил латунный лавровый листочек из старого венка вокруг звезды.



Постоять рядом с Марком Рибу – дорого стоит. Хотя, возможно, я себе противоречу – «бродячий сюжет» ведь!


— Фотограф должен учиться профессии или это внутренний дар?

Есть один журналистский анекдот. В «Огоньке» менялись поколения, и молодые фотографы однажды пристали к старому фотожурналисту: не повторяешься ли ты во время работы? На что тот ответил: «Все фотографы работают штампами, у тебя сколько таких штампов? пять, шесть, а у меня их пятьдесят!»

Художник без образования, умения – нонсенс. Работа, работа, работа. Когда работы нет, ходи, смотри по сторонам. Повторяй снимки великих. Только не говори, что это ты придумал.


Беседовала Алина Устинова