АРХИВ
2019    2018    2017    2016
2015    2014    2013    2012
2011    2010    2009    2008
2007    2006    ...
 
You are here: Home НОВОСТИ 2014 ЛОНДОНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ДИЗАЙНА 2014

Лондонский фестиваль дизайна в этом году проходил в британской столице в двенадцатый раз с 13 по 21 сентября.

Фестиваль стартовал в 2003 году. Последние 9 фестивалей мне удалось посетить, поэтому могу сравнить их и сделать некоторые выводы и обозначить устойчивые тренды развития британского и мирового дизайна. Рекламный слоган LDF 2014 звучал так: «Потеряйте себя в дизайне» (Lose yourself in design).



В течение фестивальных дней можно было познакомиться с лучшими примерами мебельного и интерьерного дизайна, промышленного и транспортного дизайна, инжиниринга, графического дизайна и иллюстраций, цифрового интерактивного дизайна и брендинга, упаковки, текстиля, прикладного искусства и ремесел. Стоит отметить главное, что мэрия Лондона активно поддерживает дизайн и принимает активное участие в проведении фестиваля.



К LDF 2014 года была издана карта фестивального Лондона, на которой были отмечены 6 основных «дизайнерских» районов и около 300 различных событий, включая специальные выставки и инсталляции, музейные экспозиции, форумы, семинары, воркшопы, шоурумы и т.п.



Многие улицы, площади и парки в дни Фестиваля превращаются в экспозиционные площадки. Традиционно с 2000 года в Гайд-парке около галереи «Серпен-тайн» (Serpentine Gallery) расположился временный павильон летнего кафе.



Автором четырнадцатого по счету павильона кафе стал чилийский архитектор Смилян Радич (Smiljan Radic). Хрупкая на вид оболочка из стекловолокна напоминала очень крупную гальку, опертую на опоры из камней. Форма павильона была аккуратно вписана в специально созданный природный ландшафт.





На Трафальгарской площади в самом центре Лондона расположилась концептуальная архитектурно-интерьерная инсталляция из 4 небольших домиков, «Место, которое называется домом» (A place called home). В эту четверку входили (справа-налево) «Голубиный дом» Джаспера Моррисона, «Изменяемый дом» легко трансформируемый внутри, «Узорчатый домкалейдоскоп» и, наконец, «Информационный дом-студия HOME».



Архитектурный облик Лондона стремительно меняется. В центре города в сити сделана ставка на строительство башен-небоскребов. За прошедший год вырос Леденхолл-билдинг (Leadenshall building), спроектированный в архитектурной фирме известного Ричарда Роджерса. Леденхолл расположился рядом со зданием Мэри-экс (Mary Axe) он же огурец-корнишон (Gherkin), и имеет наклонную боковую плоскость, что позволяет не закрывать вид на собор Сэнт-Пол с противоположного берега Темзы. 19 и 20 сентября большинство зданий Лондона открыли свои двери для сторонних посетителей. Этим объясняется человеческая километровая очередь вокруг Леденхолл-билдинг.





Леденсхолл-билдинг вместе с построенными пару лет назад небоскребами Шард (Shard) или «Осколок» и «Уоки-токи» (Walkie Talkie) изменили перспективный вид Лондона.







В Музее Виктории и Альбера (V&A) ежегодно отмечают Лондонский фестиваль дизайна организацией специальных музейных экспозиций и дебатов, посвященных дизайну. В этом году в центре Музея на открытой площадке Джон Мадецкий-гарден расположилась пространственная оболочка, названная «Гребень», и разработанная Захой Хадид (Zaha Hadid). Инсталляция является макетом будущей скульптуры, которая будет установлена в МЕ-Отеле в Дубай в 2016 году. Отель также был спроектирован архитекторами Zaha Hadid Architects. «Мы представили образец, который мог бы появляться из водоема, который является визуальным и общественным интерактивным центром» - пояснила композиционную идею Заха Хадид.



Отправляясь на поезде в Кэмбридж, я обратил внимание на недавно реконструированный вокзал Кинг-Кросс, новый зал ожидания которого перекрыт гигантской ажурной оболочкой. Прекрасный образец реализации инновационных британских архитектурно-конструкторских идей.





В этом году сентябрьская погода Лондона радовала летним теплом и солнцем, поэтому у меня была возможность погулять по городу и внимательно рассмотреть новинки средового дизайна.

Высокотехнологичный район Канари-Уорф (Canary Warf) нового лондонского сити стал образцом современного благоустройства и музеем современного искусства под открытым небом. Гигантский ярко-красный пластмассовый цветок, названный автором Аной Царев «Любовь и мир», украшает один из уголков нового сити. Такие арт-объекты позволяют сделать необходимые людям эмоциональные акценты в сжатом пространстве из стекла, камня и стали. Все подобные объекты произведений искусства приобретены управляющей компанией, занимающейся здесь благоустройством.





На улицах Лондона появились новые американские городские урны BigBelly Solar, в верхней части которых интегрированы солнечные батареи, которые накапливают электроэнергию и отдают её вечером рядом стоящему светильнику.



В 2014 году отмечается столетие с начала Первой мировой войны. Масштабная и очень лаконичная инсталляция из миллионов искусственных маков «окружила» лондонский Тауэр, отдавая память погибшим в войне людям.



В 2014 году мэрия Лондона отмечает Год автобуса. К прошедшей в 2012 году Олимпиаде на улицы был выпущен новейший двухэтажный гибридный «Новый автобус для Лондона» (в оригинале – New Bus 4 London), производимый северо-ирландским предприятием Wrightbus. Впечатляющий кузовной дизайн, стилизованный под 60-е годы привлекал мое внимание, поэтому я был обязан изучить интерьерный дизайн этого «чуда». Пластическое решение внутри мне показалось излишне тяжелым. Толстые несущие элементы корпуса сочетаются с мебелеобразными внутренними перегородками и маленькими для такого объема окнами. В общем, дизайн изнутри меня разочаровал.





На площади большого Лондона развернута сеть электрических зарядных станций для персональных электромобилей и электроскутеров. Доступ к заправке оплачивается бесконтактно кредитной картой с использованием функции NFC (Near Field Connection).



В прошлом году отмечалось 150 лет с начала запуска в действие первого в мире лондонского метро. Новые вагоны метро отлично обустроены для пассажиров с физическими недостатками и передвигающиеся в коляске. Это устойчивая тенденция в Великобритании, делать транспортный дизайн более гуманным и экологически чистым.





Главной частью Лондонского фестиваля дизайна на протяжении уже нескольких лет стали выставки, которые традиционного проходят одновременно в последние 4 дня.





Международная выставка 100% design проходила в одиннадцатый и последний раз в комплексе Earl’s Court. В следующем году выставка «переезжает» в выставочный центр «Олимпия» (Olympia Exhibition Centre), построенный в конце 19 века. Посмотрим, что там получится!





«100% дизайн», как всегда был поделен на тематические зоны: 100% интерьеры, 100% рабочее место, 100% кухни и ванные, 100% экодизайн и строительство, 100% возможности и, наконец, 100% международные павильоны. Специально приглашенный французский дизайнер Филипп Старк (Philippe Starck) стал хедлайнером, открывавшим выставку.



Присутствие Старка оплатила итальянская фирма «Ceramica Sant’Agostino», которая запустила в производство его новую коллекцию керамической плитки. Дизайн плитки оказался минималистичным, вся «красота» была в нюансной проработке рельефа линий стыковки и в сочетании различных поверхностных фактур. Старк сформулировал на стене итальянского павильона свою концептуальную идею этой коллекции: «Завтра может быть меньше» (Tomorrow will be less).







Всемирно известный дизайнер был абсолютно доступен, с удовольствием позировал перед фотокамерами и общался с посетителями выставки. Филипп Старк открыл лекционную сессию, на которой затем выступили известные британские и мировые дизайнеры. Старк в своем выступлении продемонстрировал удивительное чувство юмора и ироничное отношение к себе, своему творчеству и к своим заказчикам. К фестивалю лондонский Музей дизайна подготовил экспозицию дизайнерских объектов из своих запасников. Над всеми образцами дизайна возвышался телевизор Jim Nature, спроектированный в 1994 году Филиппом Старком и Thomson Consumer Electronics для компании Saba. Предвосхищая будущий экологический «угар» в дизайне, Филипп Старк предложил сделать корпус телевизора из прессованной деревянной стружки. Очень прогрессивно для 1994 года и немного страшно с точки зрения дизайна 2014 года.





На подиуме для проведения лекций была расставлена мебель в стиле 60-х и 70-х годов прошлого века. Можно сказать, что это стало устойчивой тенденцией сегодня и нашло отражение во многих выставочных образцах. Дизайнеры активно используют конструктивные, композиционные и пластические приемы, цветовую гамму и отделочные материалы, характерные для дизайна 60-х и 70-х. Очень активно в качестве основного конструкционного материала используется дерево и все его производные – массив, доска, фанера, шпон, стружка и т.п.







На «100% дизайне» один из стендов демонстрировал работы победителей Wood Awards 2014 (Конкурс дизайна изделий из дерева). Я отметил колченогие стульчики, которые, благодаря своей конструкции, изящно складывались и вешались на стенку. Как и три-четыре года назад в изготовлении мебели активно используется вторичный деревянный скраб, выставляя напоказ состарившиеся деревянные поверхности.







Одной из участниц выставки «100% дизайн» была Екатерина Елизарова, выпускница УралГАХА, обучавшаяся в академии по программе получения британского высшего образования и степени бакалавра дизайна Университета Хаддерсфилда (University of Huddersfield), которой я тогда руководил. Екатерина представила свою новую коллекцию светильников «Шапито» и мебель. Светильники и мебель серийно изготавливаются в Италии. Екатерина также сказала мне, что она собирается сразу из Лондона отправиться на большую дизайнерскую выставку в Пекине.





Три гиганта химической индустрии американский DuPont и две южно-корейские компании Samsung и LG Сhemical традиционно представили свои достижения в разработке и изготовлении искусственного камня. У DuPont – это известный материал Corian, который компания смогла сделать более насыщенным по цвету. Кухня была спроектирована дизайнером Кристианом Гионом (Christian Ghion) и изготовлена из нового вида кориана Super Black (Супер Черный).





У Samsung – это Staron. Из него были изготовлены несколько скульптурных по форме крупногабаритных умывальников, акустическая система Owl (Сова) и садомазохистская по виду мебель. Следует отметить, что к счастью выступающие шипы были изготовлены из мягкого силикона и приятно массировали тело.







У LG Chemical – это Hi-Macs, из которого фирма изготовила для выставки моноблочную раскладывающуюся кухню «футуристической» формы.



Интересным экспонатом на выставке стала новая коллекция сантехнического оборудования MOOD испанской фирмы Noken Design. Стилизованное под дизайн 60-х оборудование было спроектировано, что удивительно, двумя известными личностями – британским архитектором Ричардом Роджерсом (Richard Rogers) и испанским архитектором Луисом Видалом (Luis Vidal). В дизайне этого оборудования был сделан упор на эргономическую пространственность и рафинированность пластического и цветового решения. Для управления оборудованием были предложены самые современные инновационные технологии.





В подвальном помещении выставки designjunction французская фирма Blackbody представила инновационное световое оборудование, в котором впервые были использованы настоящие LED-дисплеи, аналогичные использующимся в смартфонах. Благодаря небольшим размерам и весу светильники можно компоновать в любые пространственные структурные формы, например, в люстры.





Old Truman Brewery – это выставочное пространство, объединяющее две экспозиции: Super Brands London и TENT London. На первой ведущие интерьерные дизайнерские студии представили коллекции 2015 года. Например, это коллекция мебели Prado немецкого дизайнера Кристиана Вернера (Christian Werner) для фирмы Ligne Roset.





На площадях выставки TENT London были собраны небольшие дизайн-студии, дизайнеры-фрилансеры, а также международные школы дизайна. Студенты из Норвегии из Бергенской академии искусства и дизайна (Bergen Academy of Art and Design) выставили свои проекты, многие из которых были сделаны в основном с применением деревянных материалов.





Находясь в Лондоне, я получил приглашение посетить самую известную в Великобритании и мире студию промышленного дизайна «Сеймур-Пауэлл» (SeymourPowell). В этой дизайн-студии уже 5 лет работает ведущим дизайнером Саша Зотова, моя бывшая студентка и выпускница УралГАХА. Студия недавно переехала на новое место в большой двухэтажный дом номер 265 по улице Мертон роуд (Merton Road).





На фотографии Саша показывает мне полку с наградными дипломами и призами, полученными дизайн-студией SeymourPowell. Мне удалось познакомиться с несколькими рабочими пространствами, в том числе с хорошо оборудованной производственной мастерской, в которой изготавливаются все макетные образцы. На следующей фотографии макет одного из самых успешных промышленных образцов FM-DAB радиоприемника Dualit, разработанного в недрах студии. В завершении короткого визита Саша представила меня Дику Пауэллу (Dick Powell) руководителю дизайн-студии, который высказал мне несколько лесных слов о профессиональной дизайнерской подготовке Саши Зотовой.





Для каждого фестиваля дизайна одна из самых успешных британских школ дизайна Королевский колледж искусства (Royal College of Art / RCA) организует несколько выставок студенческих проектов отделения Промышленного дизайна. Первая экспозиция была расположена в здании Дайсон билдинг (Dyson Building) и была посвящена курсовым проектам, разработанным при спонсорской поддержке The Helen Hamlyn Centre For Design. Я хотел бы отметить здесь социально ориентированные проекты нового лондонского такси и различного медицинского оборудования.







Вторая экспозиция была расположена в здании отделения Промышленного дизайна RCA на Кенсингтон-Гор. Эта выставка демонстрировала лучшие проекты и работы победителей ежегодного национального британского конкурса, посвященного «устойчивому дизайну» (Sustainable Design).



Первый проект предлагал новое технологическое принтерное оборудование для печати на натуральной коже. Оно может использоваться для декорирования кожаной обуви, одежды, аксессуаров и мебели. Второй проект – это миниатюрный печатающий радиоуправляемый автомобиль-принтер, который может, например, делать разметку спортивной площадки или наносить любой текст или изображение на асфальт.





Еще один инновационный принтер магистр RCA предложил разместить на колесе велосипеда. «Печатающее» колесо можно программировать, то есть изменять содержание напечатанного текста. Следующий интересный проект был посвящен созданию комплекса упаковки хрупких предметов. В этом проекте были применены новые упаковочные материалы и технологии.





Как я уже отмечал в первой части моей информации о Фестивале 2014 года, в сентябрьском Лондоне стояла настоящая летняя погода. Гуляя по большому Лондону, я смог случайно сфотографировать этого яркого человека-праздника на разукрашенном велосипеде. Думаю, что это отличный символ вечного города и ежегодного фестиваля дизайна. До встречи там, на празднике в 2015 году!




Виктор БРАГИН, профессор УралГАХА,
член Союза Дизайнеров России