You are here: Home НОВОСТИ 2012 Выставка Фасиховой и Хакимова

14 июня в библиотеке УралГАХА открылась выставка работ Фасиховой Р.М. и Хакимова Н.Х.




Фасихова Расима Мухаметмаликовна окончила Уфимское училище искусств и Уфимский государственный институт искусств. После окончания института работала в Уфимской художественной школе. С 1983 г. преподавала рисунок, живопись и композицию в детской художественной школе г. Березовского Свердловской области. В 1992 г. принята преподавателем живописи в УралГАХА. В настоящее время Р.М.Фасихова ведет в академии не только живопись, но и факультатив по гобелену.

Расима Фасихова занимается изготовлением гобеленов в яркой колористической манере. Творческую деятельность начала с 1973 г., участвуя в областных, республиканских, зональных и российских художественных выставках. Член Союза художников с 1996 г. В 1995 г. репродукции работ «Ноктюрн», «Весна», «Зима» были помещены в книге «Гобелены Урала» Средне-Уральского книжного издательства. В 1981 году, живописец по профессии, она увлеклась ручным ткачеством.



Ноктюрн. Шерсть, гладкое ткачество. 1997 г.



Времена года. Весна. Шерсть, ткачество. 1995 г.


В работах Р.Фасиховой присутствуют несколько особенностей: традиционное гладкое ткачество, плоскостное изображение сюжета композиции, нюансная передача колорита, использование природных мотивов в изображении - все это часто встречающиеся основы ручного ткачества. Большинство художников Екатеринбурга верны этим традициям.

Сложной рукодельной технике безворсового ткачества из шерсти художница училась у главного художника Березовской ковроткацкой фабрики А.Гайнуллина. Р.Фасихова отдает предпочтение в композиции гобелена жанру пейзажа, где главным выразительным средством является цвет, причем сложный, с «живописной штриховкой». В её ранних работах присутствует характерный для импрессионизма эффект оптического смешения цвета, благодаря которому пространство наполняется вибрирующим воздухом.

К концу 80-х г. ХХ в. относится выполненный в реалистической манере нарядный гобелен с изображением залитой солнечным светом зеленой лужайки, на которой вдоль тропинки растут деревья с розово-белыми цветущими шапками. В глубине видны небольшие строения, тонущие в голубовато-розовом небесном мареве («Цветущий миндаль» 1987).



Цветущий миндаль. Шерсть, ткачество. 1987 г.


Состояние пасмурного дня передается в построенном на ритме цветовых пятен пейзаже: бескрайность зелено-охристых полей и одинокий стог сена, массив темного леса и силуэты гор под серо-голубым облачным небом («Сенокос», 1988).



Сенокос. Шерсть, ткачество. 2001 г.


Постепенно к мастеру приходит понимание цвета как декоративного пятна, формы становятся более условными, появляются фрагментарность и эскизность. Эта тенденция наметилась в гобелене «Закат» (1989) и ярко проявилась в работе «Времена года» (1995), где четко обозначены лишь стволы деревьев. В небольших по размерам гобеленах (54х45) автор, используя ассоциативные свойства цвета, создает эмоционально выразительные образы каждой поры: сине-белой зимы, лилово-сиреневой весны, зелено-коричневого лета и рыжей осени.



Закат. Шерсть, гладкое ткачество. 1996 г.



Времена года. Лето. Шерсть, ткачество. 1995 г.


В последнее время Р.Фасихова открыла для себя новый источник творчества – обратилась к литературным сюжетам. Она успешно избегает прямого иллюстрирования и создает навеянный словом образ, например, напоминающая полураскрытый голубой цветок женщина с запрокинутой головой и поднятыми в немой мольбе руками на фоне бледно-желтых и зеленоватых сполохов (2004). Ключом к расшифровке эпизода повести Ч.Айтматова «И дольше века длится день» служат не сразу заметные детали: вонзившаяся в грудь стрела и светлая крылатая фигура в синеве неба. Ее гобелены полны света и теплого солнца. Р.Фасихова предпочитает делать плоский гладкотканый гобелен, с яркой, но тонкой передачей колорита. В композиции её гобеленов есть и абстрактные сюжеты и пейзажи.



И дольше века длится день... Шерсть, смешанная техника. 2000 г.


В самобытных гобеленах Р.Фасиховой удачно сплелись гладкое ткачество и яркость восточного колорита, и её творчество высоко оценивается. В 1996 г. Р.Фасихова была награждена медалью «В память 850-летия Москвы» за гобелен «Лунное притяжение».



Лунное притяжение. Шерсть, гладкое ткачество. 1997 г.




Хакимов Нигмат Хакимович

Художник-керамист.

Творческая деятельность началась с 1970 года после окончания Художественного института. Преподавал в Республиканском художественном училище г.Душанбе (1970-1993). С 1993 года живет в Екатеринбурге, преподает в УралГАХА на кафедре Декоративно-прикладнго искусства по специализации «Художественная керамика», профессор.

Хакимов Н.Х. – художник-педагог с более чем тридцатилетним стажем, награжден почетными грамотами, дипломами, поощрениями. Его творческие работы находятся в Третьяковской галерее, в музее востока в г. Москве, в музее современной керамики в г. Вильнюсе, в музее изобразительных искусств г. Екатеринбурга.

Участник международных, российских и региональных выставок. Неоднократный участник международных симпозиумов по скульптуре и керамике. Награжден многими дипломами и грамотами престижных художественных выставок.

Работы Хакимова проникнуты восточной поэзией, лирикой, гармонией формы и цвета. Они отличаются искренностью и неповторимостью по своей стилистике и содержанию.







В тексте использованы фрагменты диссертации Л.Семизоровой.

Текст подготовила А.В.Устинова

Фото: Валентин Ермоленко, А.Устинова