You are here: Home НОВОСТИ 2008 Yorkshire

16 июня 2008 года.

В мае 2008 года мне с моими коллегами-преподавателями Факультета дизайна УралГАХА представилась возможность посетить британский Йоркшир по приглашению Эммы Хант.

В мае 2008 года мне с моими коллегами-преподавателями Факультета дизайна УралГАХА представилась возможность посетить британский Йоркшир по приглашению Эммы Хант (Emma Hunt) - декана Школы искусств, дизайна и архитектуры Университета Хаддерсфилда (School of Art, Design and Architecture / University of Huddersfield).




Целью нашей поездки было ознакомление с результатами создания в крупнейших городах графства Йоркшир средствами архитектуры, дизайна и искусства районов, ориентированных на креативную экономику и промышленность. Для этого наша команда посетила Хаддерсфилд, Шеффилд и Лидс. Программы обновления старых промышленных микрорайонов были инициированы советами этих городов (City Council) при поддержке коммерческих структур, заинтересованных в развитии «заброшенных» городских инфраструктур с целью их «оживления» и диверсификации, конечно, сделав эти районы более прибыльными.




Для нас всех в России интересна технология обновления, разработанная йоркширцами 10-12 лет тому назад. Я хотел бы рассказать подробнее об этом на примере района Холбэк города Лидс, который назвали «урбанизированной деревней» (Holbeck Urban Village). Программа реновации разрабатывалась городским советом Лидса при поддержке крупнейшей управляющей недвижимостью компанией Йоркшир вперед (Yorkshire Forward).







Итак, во-первых, это сугубо британский подход к жизни, сочетающий очень бережное отношение к традициям и культурно-историческому наследию с невероятным новаторством в архитектуре и дизайне.

Во-вторых, разумный практицизм и расчетливость в деле обновления заброшенных «грязных» производств и городских территорий. Было понятно, что возрождение возможно только предприятий малого бизнеса, ориентированных на производство интеллектуальных продуктов.




В-третьих, удачно найденные жизненные пропорции обновляемых территорий. Йоркширские специалисты условно поделили каждый микрорайон на три функциональные части, предложив перепрофилировать старые здания под креативные производства, такие как архитектурные, дизайнерские и художественные студии и мастерские, риелторские, финансовые и консалтинговые фирмы и т.п., сделав эти места публичными, разместив там же небольшие арт-галереи и информационные центры.




Следующая треть отводилась под строительство высококачественного жилья с развитой сервисной инфраструктурой. В этой части пространства решались проблемы с размещением детских садов и паркингов для личного автотранспорта жильцов.




Последняя треть городского пространства отдана под публичные места (public areas), такие как клубы, рестораны, пабы и уличные кафе. Все артефакты прошлой промзастройки – заброшенные виадуки и тоннели, не используемые в настоящее время речные каналы – все это в обновленном виде является неотъемлемой частью современной окружающей предметной среды Холбэка.




Благодаря такому миксту, обновленный район становится «населенным» буквально 24 часа в сутки. По заверению авторов проекта и городских властей в этом районе снизилась уличная преступность, и следить за порядком и чистотой стало намного проще.




Одной из главных идей йоркширских новаторов было создание в Хаддерсфилде, Шеффилде и Лидсе сети специальных Медиа-центров, предоставляющих малому креативному бизнесу все условия для его развития и процветания. Небольшой пример – на фотографиях представлены мобильные рабочие боксы, которые оснащены всем необходимым для работы молодого бизнесмена. А самое главное, их можно очень быстро развернуть, организовав эффективно действующий офис. Первый месяц – бесплатно, а за последующие 4 месяца работы пользователь платит минимальную аренду за это.




На фотографиях вы видите Медиа-центр Round Foundry района Холбэк. Хочется обратить внимание на виртуозное мастерство архитектора соединить на фасаде этого центра традиционные английские материалы – красный кирпич и необработанные деревянные доски с современным металлом и листовым стеклом. Внутри интерьера оставшиеся старые стальные несущие конструкции умело сочетаются с ультрасовременными трубами вентиляции и светильниками. Большие холодные плоскости некрашеных металлических перегородок контрастируют с теплыми оттенками деревянной облицовки стен, перил и нейтральных по цвету мягких ковровых покрытий полов. Общую картину завершают большие по массе пятна красных и оранжевых внутренних несущих колонн и стен.









Увиденные нами медиа-центры являются образцовыми объектами с точки зрения решения экологических проблем урбанизированных объектов. На крышах установлены ветряки и солнечные батареи, позволяющие аккумулировать до 25% потребляемой электрической энергии. Сами крыши представляют специальные газоны, круглогодично обогревающие верхнюю часть зданий, экономя до 40% тепла. Вентиляция внутри зданий решена с помощью хитрой фасадной системы. Приток свежего воздуха осуществляется естественным образом без применения электрических машин, а очистка и охлаждение воздуха происходит с помощью воды в скважинах на глубине 60 метров.




Отдельно хочу обратить ваше внимание на разработку придомных территорий, а именно тротуаров и дорог. Британские ландшафтные архитекторы и дизайнеры проектируют эти объекты, рассматривая их в качестве важных связующих элементов, дополняющих архитектурный ансамбль. Большое внимание уделяется цветовому, фактурному и общему композиционному решению тротуаров и пешеходных дорожек.




Внутри района Холбэк мы постоянно наталкивались на объекты истории британской промышленности. Расставленные станки, машины и механизмы еще больше подчеркивали человеческий масштаб окружения.






Композиционным центром урбанизированной деревни Холбэк является гигантское офисное здание с атриумом, внутри которого разместилась вытянутая вверх динамическая скульптура, символизирующая стремление Йоркшира к новым инновациям не только в архитектуре и дизайне, но и в британском обществе в целом.









На фотографии – я в строительной форме при посещении одной из новостроек Шеффилда.


Виктор БРАГИН
доцент кафедры Промышленного дизайна
Уральской государственной архитектурно-
художественной академии