You are here: Home УНИВЕРСИТЕТ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА

МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА


Директор ШТУБОВА Елена Валентиновна,
кандидат исторических наук, доцент.

Тел. +7 922 140 92 03, (343) 354-78-20
e-mail: museumarch@yandex.ru
Адрес: ул. Горького, 4а
http://museumarch.com


Вехи истории


В начале 1970-х гг. в преддверии 250-летия Екатеринбурга в историческом центре города, на месте Екатеринбургского железоделательного завода, было решено создать историко-мемориальные комплекс и разместить на его территории музей старой заводской техники и истории архитектуры уральских городов. Свердловский архитектурный институт (САИ) под руководством первого ректора вуза Н.С.Алферова совместно с институтом Свердловскгражданпроект в течение нескольких лет разрабатывал проектную документацию и вел авторский надзор за строительством Исторического сквера, в том числе его музейного комплекса. 29 марта 1975 состоялось открытие Музея по проблемам истории и перспективам развития архитектуры Урала. Музей разместился в зданиях памятников промышленной архитектуры XIX в. федерального значения – бывших цехах Екатеринбургской механической фабрики.




Экспозиция музея, в создании которой участвовали ведущие кафедры САИ, была разбита на три раздела: «Каменный пояс», «История старой уральской техники» и «История планировки и застройки г. Свердловска». В конце 1970-х гг. по инициативе вуза и при поддержке производственного объединения «Уралчермет» была проведена большая работа по поиску и установке крупногабаритной техники уральских заводов во внутреннем дворе музея, здесь развернули экспозицию под открытым небом.








В 1985 г. музей был переименован в Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала. К этому времени в САИ была утверждена перспективная программа тематического развития и комплектования фондов музея. В соответствии с этой программой в экспозиции, посвященной архитектуре Урала, нашли отражение многолетние наработки кафедр по изучению памятников архитектуры Урала, результаты реализации масштабной комплексной программы «Каменный пояс». В большом выставочном зале, где размещался раздел «История застройки и планировки г. Свердловска» установили новое выставочное оборудование. Вертикальные стенды, гармонично сочетавшиеся с деревянными перекрытиями исторического здания, значительно расширили демонстрационные возможности зала.




В 1992 г. во дворе музея был установлен бюст основателю горнозаводского дела на Урале Петру I, копия дореволюционного памятника, восстановленная выпускником САИ, скульптором С.Г.Чехомовым.




В начале 2000-х гг. в рамках модернизации музея все разделы постоянно действующей экспозиции были сосредоточены в большом выставочном зале, здании бывшего лесосушильного цеха. Существующие экспонаты дополнены уникальными материалами из фондового собрания: фотографиями конца XIX – начала XX вв, чертежами старой уральской техники, макетами памятников промышленной архитектуры Урала. В этот период музей стал функционировать как Музейно-выставочный комплекс УралГАХА и зарекомендовал себя одной из интересных выставочных площадок города. В 2001 г. за реализацию международного выставочного проекта, объединившего три выставки: «В поисках идеального города», «Часы мира» и «К.-Н.Леду и русская архитектура», коллектив сотрудников музея и УралГАХА был удостоен премии им. В.Н.Татищева и Г.В.де Геннина. Инновационные выставочные проекты музея неоднократно становились лауреатами городского конкурса «Лучший музейный проект года».














В 2008 г. был разработан проект реконструкции музея, предусматривавший объединение всех зданий в единый многофункциональный комплекс, в котором наряду с музеем разместился Уральский центр развития дизайна – новое структурное подразделение Уральской государственной архитектурно-художественной академии.




Задача популяризации уральской школы дизайна стала одной из приоритетных и для музея, который в 2012 г. переименован в Музей архитектуры и дизайна УралГАХА. Реконструкция завершилась в 2015 г., и уже в Ночь музеев обновленный музей принял первых посетителей.

После реконструкции комплекс представляет уникальное сооружение. Здесь суперсовременный дизайн сочетается с историческими первозданными корпусами. В здании кладовых размещается экспозиция, посвященная индустриальному дизайну и истории горнозаводской техники, в помещении лесосущильного цеха – «Архитектура Каменного пояса»: макеты, чертежи и фотографии уникальных памятников уральского региона.
















В малом дворе исторического комплекса выросло двухэтажное здание, где работают копи-центр, типография, макетная мастерская и дизайн-студии Уральского центра развития дизайна.

Памятник Петру I установлен на новом месте – вместе с крупногабаритной техникой он перенесен в Исторический сквер, где вдоль фасадов обновленного комплекса создан миниатюрный индустриальный ландшафтный парк, уже ставший любимым местом отдыха горожан и гостей Екатеринбурга. Пространство бывшего Петровского дворика перекрыли и создали обширный трехуровневый атриум под стеклянными световыми фонарями, самое большое выставочное пространство в центре города.

Среди заметных, уже состоявшихся на новой выставочной площадке проектов, – крупнейшие международные и региональные выставки: конкурс архитектурных и дизайнерских проектов «Рука Мастера», «Оптические пространства Виктора Вазарели», «Памятникам авангарда – быть!», «III международный фестиваль «Меццо-тинто», и др.









Фондовые собрания


Итогом многолетней работы сотрудников музея по комплектованию фондов стали богатейшие архивные собрания документов и материалов, отражающих своеобразие градостроительных процессов на Урале, жизнь и творчество известных уральских архитекторов, историю региональной архитектурной школы. Сегодня в музее хранится более 40 тыс. единиц хранения.

Весь музейный фонд разделен на предметы основного и научно-вспомогательного фонда. В состав основного фонда входят обмерные чертежи; архитектурные проекты и планы; персональные архивы архитекторов; фототека (негативы и фотографии); технические паспорта Бюро технической инвентаризации г. Екатеринбурга; документы Свердловского отделения Союза архитекторов РФ; институтов «Гражданпроект» и «Уралгипротяжмаш»; материалы по истории архитектурного образования на Урале; печатные материалы, отражающие историю архитектуры и техники; а также произведения изобразительного искусства.






Фонд обмерных чертежей – это ценнейшие сведения о памятниках архитектуры Урала: Свердловской, Пермской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей, Удмуртии, Башкортостана. В них – краткое описание памятника, его сохранности и использования; фотографии и зарисовки фасадов; ландшафтные обследования; планы; разрезы; чертежи фрагментов зданий.








Личные архивы известных архитекторов г. Екатеринбурга положили начало комплектованию персональных архивов. Сегодня в фондах музея их более двухсот. Это биографические справки, характеристики, отзывы, воспоминания, проектные материалы, фотографии, научные труды и т.д., отражающие жизненный путь и этапы творчества уральских архитекторов XX в.: Н.В.Алещенко, Н.С.Алферова, Е.С.Балакшиной, К.Т.Бабыкина, В.В.Безрукова, Н.А.Всеволжского, Г.П.Валенкова, Ю.А.Владимирского, О.Л.Вольхина, Г.А.Голубева, И.А.Грушенко, С.В.Домбровского, Б.М.Давидсона, А.В.Десяткова, В.Г.Десятова, П.Д.Деминцева, В.В.Емельянова, Е.В.Емельянова, Н.И.Жеманова, Г.С.Заикина, П.Н.Злобина, А.Е.Коротковского, П.И.Лантратова, А.М.Ликина, Р.М.Лотаревой, А.И.Лоскутова, И.В.Маргиани, С.И.Орлова, В.А.Пискунова, А.Ф.Романова, М.В.Рейшера, В.Д.Соколова, Т.Т.Сре-тенской, К.А.Узких, А.Б.Фишзона и многих других.






Особый интерес представляют персональные архивы главных архитекторов города: Г.А.Голубева и В.А.Пискунова. В них отражена не только их творческая деятельность, но и проектные разработки многих архитекторов, принимавших участие в застройке и планировке г. Свердловска, г. Богдановича, г. Краснокамска и других городов Урала.




Документы персональных архивов одного из основателей архитектурной школы на Урале К.Т.Бабыкина и ректоров: Н.С.Алферова, А.Е.Коротковского, Г.И.Заикина – бесценный материал для изучения их творческого наследия и истории архитектурного образования. Они дополняют фонд, посвященный истории УрГАХУ. В фонде – документы, отражающие развитие кафедр, учебный процесс и атмосферу студенческой жизни 1970-80-х гг.: маевки и демонстрации, субботники и стройотряды. «Золотая книга лучших выпускников УрГАХУ», дипломы, награды хранят память о свершениях и успехах студентов и преподавателей вуза. Персональные фонды дополняют диссертационные исследования преподавателей-ученых архитектурно-художественной академии, отражающие научные направления и достижения в области истории и теории архитектуры и дизайна на Урале: Н.С.Алферова, Ю.А.Владимирского, А.А.Барабанова, Л.А.Козинец, Р.М.Лотаревой, А.А.Старикова и т.д.








Более 14 тыс. снимков насчитывает фототека музея. Из крупных коллекций можно отметить фотографии кон. XIX- нач. XX вв. А.Сапожникова (панорамы городов, заводские корпуса, рудники, рабочие у станков…); более 2,5 тыс. негативов А.Любарского (архитектура г. Свердловска), более 1,6 тыс. негативов Ю.А.Владимирского (российские города, старые уральские заводы, интерьеры цехов); негативы на стекле, переданные музею Бюро технической инвентаризации (г. Свердловск в 1930-50-е гг.).








Фильмо- и видеотека музея посвящена истории УрГАХУ и многогранной деятельности музея: открытия выставок, встречи с архитекторами и художниками, презентации новых изданий по истории архитектуры; здесь же – лучшие фильмы выпускников академии, ставших признанными мастерами.

Бюро технической инвентаризации передает в фонды музея технические паспорта зданий, снесенных в г. Екатеринбурге. Они помогают воссоздать архитектурный облик города в предшествующие периоды, восстановить образ утраченных памятников архитектуры и зданий, с которыми были связаны переломные этапы в истории, таких как Дом инженера Ипатьева, где в 1918 г. расстреляли царскую семью.

Ценнейшая часть основного фонда – живописные и графические работы известных уральских художников, представляющих индустриальный Урал и архитектурные памятники страны. Среди них произведения таких мастеров, как Заслуженный художник РСФСР А.Ф.Бурак, Народный художник РФ И.И.Симонов, Заслуженный художник РСФСР В.В.Можаев, известные графики С.Киприн, В.И.Тетютский, В.А.Новиченко. В фонде предметов изобразительного искусства – картины преподавателей А.П.Родионовой, Ю.Р.Бершадского, В.А.Мельчакова, архитекторов Г.П.Валенкова, А.И.Жданова, О.Л.Вольхина, А.И.Лоскутова и др.










В состав научно-вспомогательного фонда входят макеты, чертежи, фотографии, изготовленные для оформления разделов экспозиции; копии архивных документов по истории архитектуры и техники Урала, печатные издания массового тиража по тематике музея.