ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для абитуриентов, имеющих право сдавать экзамены в форме, определяемой вузом


Цель вступительного испытания

Экзамен по русскому языку должен оценить общеобразовательную подготовку выпускников средних общеобразовательных и профессиональных учреждений, выявить уровень их знаний по русскому языку, необходимый для получения высшего образования в УрГАХУ.


Форма вступительного испытания

Экзамен проводится в форме теста.

Тестовое задание состоит из двух частей.

Первая часть включает вопросы с вариантами ответов. Необходимо выбрать нужный (нужные) вариант (варианты) и записать цифру (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Вторая часть содержит текст, который требуется переписать, расставляя в нём отсутствующие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Время выполнения всех заданий 3,5 часа (210 минут).


Порядок проведения вступительного испытания и требования к оформлению работы

На письменном экзамене не разрешается пользоваться методическими пособиями, справочниками и словарями, а также телефонными аппаратами. Обнаружение у экзаменующегося подобного рода материалов влечет за собой удаление с экзамена.

Работа пишется синими, фиолетовыми или черными чернилами. Не допускается использование карандаша, ручек с красными и зелеными чернилами (пастой). Вся работа выполняется непосредственно в аудитории, где проводится экзамен, на выданной членами предметной (приемной) комиссии бумаге. Она представляет собой белые нелинованные листы бумаги формата А4 с печатью Приемной комиссии вуза. В случае необходимости абитуриенту могут быть выданы дополнительные листы чистой бумаги. Разрешается взять с собой на экзамен трафарет. Количество листов выданной перед экзаменом бумаги и полученной от экзаменующегося в конце работы фиксируется членами экзаменационной комиссии. Оставшиеся чистые листы бумаги сдаются по окончании работы вместе с текстом работы. Работа пишется на листах с полями. На оставленных полях чистовика нельзя делать пометы и исправления, писать дополнительные цитаты или пояснения; поля должны оставаться чистыми.

Работа должна быть написана разборчиво, четко и аккуратно. При необходимости исправления чего-либо следует зачеркнуть неправильно написанное и сверху написать правильный вариант. Исправления должны быть четкими, сделаны теми же чернилами, а не карандашом. Нельзя пользоваться ластиком (резинкой), а также корректирующим карандашом (пастой). Пунктуационные знаки следует исправлять особенно четко, чтобы при проверке работы не возникло недоразумений.

В тексте работы нигде не должны фиксироваться фамилия или имя экзаменующегося. Данные об абитуриенте (ФИО, факультет, отделение, номер экзаменационного листа и т.п.) выносятся на титульный лист специальной стандартной формы, которым сопровождается каждая письменная работа.


Содержание вступительного испытания

Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами по подготовке и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку в 2018 году и максимально приближена к форме ЕГЭ.

Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене по русскому языку, составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ средней школы.

Раздел 1. Фонетика
Звуки и буквы
Фонетический анализ слова

Раздел 2. Лексика и фразеология

Лексическое значение слова
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты
Группы слов по происхождению и употреблени
ю Лексический анализ слова

Раздел 3. Морфемика и словообразование
Значимые части слова (морфемы)

Раздел 4. Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Морфологический анализ слова

Раздел 5. Грамматика. Синтаксис
Словосочетание
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Двусоставные и односоставные предложения
Полные и неполные предложения
Распространенные и нераспространенные предложения
Осложненное простое предложение
Сложное предложение. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения
Сложные предложения с разными видами связи между частями
Способы передачи чужой речи
Синтаксический анализ простого предложения
Синтаксический анализ сложного предложения

Раздел 6. Орфография
Орфограмма
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
Употребление Ъ и Ь
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Правописание падежных и родовых окончаний
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Правописание отрицательных местоимений и наречий
Правописание НЕ и НИ
Правописание служебных слов
Правописание словарных слов
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
Орфографический анализ

Раздел 7. Пунктуация
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Знаки препинания при обособленных определениях
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания при прямой речи, цитировании
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
Тире в простом и сложном предложениях
Двоеточие в простом и сложном предложениях
Пунктуационный анализ

Раздел 8. Речь
Текст как речевой произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Средства связи предложений в тексте
Стили и функционально-смысловые типы речи
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Анализ текста

Раздел 9. Языковые нормы
Орфоэпические нормы
Лексические нормы
Грамматические нормы (морфологические нормы: употребление местоимений; употребление форм прилагательных и причастий и т.п.)
Грамматические нормы (синтаксические нормы: нормы употребления однородных членов; согласование причастных оборотов; согласование подлежащего и сказуемого; употребление деепричастных оборотов; нормы построения сложных предложений и т.п.)

Раздел 10. Выразительность русской речи
Выразительные средства русской фонетики
Выразительные средства словообразования
Выразительные средства лексики и фразеологии
Выразительные средства грамматики
Анализ средств выразительности

Раздел 11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров


Критерии оценки

Каждое выполненное задание оценивается определенным количеством баллов, зависящим от сложности задания и количества возможных правильных ответов на вопрос. Общая оценка работы выводится по сумме всех оценок.

За первую (собственно тестовую) часть экзаменационной работы можно получить максимум 60 баллов.

Вторая часть экзаменационной работы оценивается по 40-балльной шкале в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий Количество баллов
1. Орфографическая правильность: 
- нет ошибок;20
- допущена 1 ошибка;17
- допущены 3 ошибки;11
- допущены 4 ошибки;8
- допущены 5 ошибок;5
- допущены 6 ошибок;2
- допущено более 6 ошибок.0
2. Пунктуационная правильность: 
- нет ошибок;20
- допущена 1 ошибка;17
- допущены 3 ошибки;11
- допущены 4 ошибки;8
- допущены 5 ошибок;5
- допущены 6 ошибок;2
- допущено более 6 ошибок.0

Максимум баллов - 40

Минимальный общий балл, считающийся положительным, – 37 баллов.


Материальное обеспечение вступительного испытания

Аудитория, оснащенная доской, столами и стульями по количеству абитуриентов; бумага для выполнения работы.


Список литературы для подготовки к вступительному испытанию

1. Голуб И.Б. ЕГЭ 2018. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем. М.: Эксмо, 2017.

2. Егораева Е.Т. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями, ответами / Е.Т. Егораева, О.А. Серебрякова. – М.: Экзамен, 2017.

3. Потапова Г.Н. Русский язык. Пунктуация. ЕГЭ Практикум / Г.Н. Потапова. – М.: Экзамен, 2017.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык. Весь школьный курс. Упражнения, диктанты, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ / Д.Э. Розенталь. – М.: АСТ, 2016.

5. Лингвистические школьные словари последних лет издания.


Дополнительная литература

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов и др. / Под ред. Н.М. Шанского. – любое издание.

2. Волгина Н.C., Светлышева В.Н. Русский язык: Орфография и пунктуация. Правила и упражнения / Н.С. Волгина, В.Н. Светлышева. – любое издание.

3. Плотникова А.М., Слаутина М.В. Все исключения русского языка / А.М. Плотникова, М.В. Слаутина. – М.: Проспект, 2011.

4. Штоль А.А. Русский язык для абитуриентов-гуманитариев (в таблицах) / А.А. Штоль. – Новосибирск, 2007.

>> Образец задания