ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для абитуриентов, имеющих право сдавать экзамены в форме определяемой вузом


Цель вступительного испытания

Целью экзамена по русскому языку является оценка общеобразовательной подготовки выпускников средних общеобразовательных и профессиональных учреждений, выявление уровня знаний по русскому языку, необходимого для получения высшего образования в УрГАХУ.

Абитуриенты должны уметь самостоятельно выполнять следующие действия:
- ориентироваться в справочной литературе при подготовке к экзамену (активное использование лингвистических и энциклопедических словарей, справочников, пособий, ресурсов Интернета);
- адекватно излагать прослушанный текст в письменной форме;
- использовать нужный в данной ситуации функциональный стиль;
- владеть необходимыми выразительными средствами языка;
- уметь грамотно излагать прослушанный текст.

В процессе подготовки к экзамену должное внимание уделяется работе над связным текстом, отрабатываются умения и навыки анализа и интерпретации первичного текста для передачи его в жанре изложения. Сам процесс подготовки к изложению предполагает, в первую очередь, формирование умения слушать и слышать, затем письменно воспроизводить услышанное. Только достигнув совершенного уровня в устном варианте, мы можем рассчитывать на совершенный письменный вариант.


Форма вступительного испытания

Экзамен проводится в форме изложения. Созданный абитуриентом на основе двукратного прочтения экзаменатором и прослушивания текст должен отвечать следующим требованиям:
- соответствие теме, полнота понимания темы;
- полнота раскрытия темы: не допускаются сокращенные варианты изложения (минимальный объем экзаменационной работы – 1,5 стр.);
- последовательность изложения, связанная с логикой построения исходного текста и замыслом его автора;
- орфографическая и пунктуационная грамотность;
- точность и выразительность, разнообразие грамматического строя речи;
- стилистическая правильность, отсутствие речевых, логических ошибок;
- отсутствие фактических ошибок, связанных с непониманием текста.

Время работы над текстом изложения, включая двукратное прослушивание, – 4 часа (240 минут), без учета времени на подготовительные организационные мероприятия, такие, как проверка документов, заполнение аудитории, выдача бумаги для написания изложения и т. д. Время исчисляется с момента начала чтения текста экзаменатором.


Порядок проведения вступительного испытания и требования к оформлению работы

На письменном экзамене не разрешается пользоваться художественными текстами, методическими пособиями, справочниками и словарями, а также записывающими устройствами и телефонными аппаратами. Обнаружение у экзаменующегося подобного рода материалов влечет за собой удаление с экзамена.

Изложение пишется синими, фиолетовыми или черными чернилами. Не допускается использование карандаша, ручек с красными и зелеными чернилами (пастой). Вся работа над изложением в черновом и чистовом вариантах выполняется на бумаге, выданной членами предметной (приемной) комиссии, непосредственно в аудитории, где проводится экзамен. Она представляет собой белые нелинованные листы бумаги размером 420x297 с печатью Приемной комиссии вуза. В случае необходимости абитуриенту могут быть выданы дополнительные листы чистой бумаги. Разрешается взять с собой на экзамен трафарет.

Количество листов выданной перед экзаменом бумаги и полученной от экзаменующегося в конце работы над изложением фиксируется членами экзаменационной комиссии. Черновик изложения не проверяется, но обязательно сдается в конце работы. Черновик просматривается в том случае, если при проверке чистового варианта у экзаменатора возникают определенные вопросы (нечеткость написания слова, погрешности в цитатном материале, сложность прочтения написанного и т. п.). Если экзаменующийся обходится в изложении без черновика, то оставшиеся чистые листы бумаги сдаются по окончании работы вместе с текстом работы.

Изложение пишется на листах с полями. На оставленных полях чистовика нельзя делать пометы и исправления, писать дополнительные цитаты или пояснения; поля должны оставаться чистыми.

Изложение должно быть написано разборчиво, четко и аккуратно. При необходимости исправления чего-либо следует зачеркнуть неправильно написанное и сверху написать правильный вариант. Исправления должны быть четкими, сделаны чернилами, которыми писалось изложение, а не карандашом. Нельзя пользоваться ластиком (резинкой), а также корректирующим карандашом (пастой).

Пунктуационные знаки следует исправлять особенно четко, чтобы при проверке изложения не возникло недоразумений.

В тексте изложения нигде не должны фиксироваться фамилия или имя экзаменующегося. Данные об абитуриенте (ФИО, факультет, отделение, номер экзаменационного листа и т.п.) выносятся на титульный лист специальной стандартной формы, которым сопровождается каждая письменная работа.


Содержание вступительного испытания

Изложение – особый жанр письменной речи. Задача пишущего – адекватно передать содержание первичного текста, позицию автора или героя, его отношение к ситуации, сохранить особенности композиции, стиля. Это не значит, что текст должен быть передан дословно, до мельчайших деталей. Умение использовать синонимические средства языка свидетельствует о достаточной языковой компетенции абитуриента, о его способности свободно излагать мысли.

Тексты, предлагаемые для прослушивания, имеют художественную, эстетическую, шире – культурологическую значимость. Собственно литературный материал служит источником фоновых знаний, базой, необходимой для понимания и адекватного воспроизведения текста. В целом же подготовка к изложению должна быть комплексной и органично включать в себя работу по повторению сведений по русскому языку и литературе.

Системное повторение материала по русскому языку может быть осуществлено по темам:

Тема 1.
Орфография: Развитие орфографической зоркости. Умение объяснять орфограмму и подбирать аналогичные примеры. Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов
Пунктуация: Тире в простом предложении
Фонетика: Орфоэпические нормы

Тема 2.
Орфография: Чередующиеся гласные в корне
Пунктуация: Запятая в предложениях с однородными членами Грамматические нормы: Нормы употребления однородных членов Стилистика: Понятие текста как речевого произведения. Признаки текста. Тема текста Основная мысль текста. Название текста (заголовок), его соотнесенность с содержанием

Тема 3.
Орфография: Правописание проверяемых, непроверяемых, непроизносимых, удвоенных согласных
Пунктуация: Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами. Морфемика. Умение на основе частеречной принадлежности слова и его морфемной структуры определить орфограмму в слове и предупреждать ошибку
Стилистика: Основная и дополнительная информация, её значимость для содержания текста

Тема 4.
Орфография: Правописание приставок. Гласные после приставок. Употребление Ь и Ъ.
Пунктуация: Обособленные определения
Словообразование: Нормы словообразования

Тема 5.
Орфография: Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий
Пунктуация: Обособление определений
Грамматические нормы: Употребление форм прилагательных и причастий. Согласование причастных оборотов

Тема 6.
Орфография: Правописание сложных слов
Пунктуация: Обособление приложений
Грамматические нормы: Согласование подлежащего и сказуемого Стилистика: Композиция текста. Грамотное соотношение частей текста. Абзацное членение текста

Тема 7.
Орфография: Правописание суффиксов и окончаний глаголов, причастий, деепричастий
Пунктуация: Обособление обстоятельств
Грамматические нормы: Употребление деепричастных оборотов

Тема 8.
Орфография: Правописание окончаний и суффиксов существительных и прилагательных
Пунктуация: Обособление уточняющих членов предложения. Передача субъективных смыслов, вторичной информации. Авторская позиция, языковые средства выражения оценки
Морфологические нормы: Имя существительное

Тема 9.
Орфография: Правописание местоимений и наречий
Пунктуация: Вводные и вставные конструкции, обращение, междометие. Передача субъективных смыслов, вторичной информации
Грамматические нормы: Употребление местоимений

Тема 10.
Орфография: Правописание гласных после шипящих и Ц
Пунктуация: Знаки препинания в предложениях с союзом КАК Виды синтаксической связи в словосочетании. Состав и функции знаков препинания. Знаки препинания в сложном и простом предложении. Случаи непостановки знаков в сложном предложении

Тема 11.
Орфография: Правописание предлогов и союзов
Пунктуация: Знаки препинания в сложносочиненных предложениях Грамматические нормы: Управление
Стилистика письменной речи: Общие сведения о стилях и жанрах письменной речи
Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), их комбинация в тексте

Тема 12.
Орфография: Употребление прописных букв. Правописание и склонение имен числительных
Пунктуация: Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Грамматические нормы: Нормы построения сложных предложений
Стилистика: Стилистическая дифференциация предложений разных типов. Умение анализировать предложения различной структуры, строить схему логической структуры и текста в целом, трансформировать их, производить синонимические замены, составлять предложения на основе предложенной структурной схемы

Тема 13.
Орфография: Правописание НЕ с разными частями речи
Пунктуация: Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Прямая речь и её трансформация. Цитирование. Речь автора, речь от первого лица, от третьего лица. Замена грамматической формы лица в тексте с сохранением содержания. Перевод прямой речи в косвенную. Употребление двоеточия и тире
Лексические нормы: Выразительные лексические средства


Критерии оценки


Изложение оценивается по 100-балльной шкале в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий Количество баллов
1. Полнота изложения: 
- содержание исходного текста изложено полно, сохранено не менее 70% его объема;6
- содержание исходного текста изложено недостаточно полно, сохранено менее 70%, но более 50% его объема;3
- содержание исходного текста значительно сокращено, его содержание передано в объеме менее 50%.0
2. Точность изложения: 
- нет отступления от фактологической основы текста;6
- допущена 1 фактическая ошибка;3
- допущено более 1 фактической ошибки0
3. Логичность изложения: 
- содержание исходного текста изложено без нарушений логики или допущены 1-2 логические ошибки;6
- допущено 2 -4 логические ошибки;3
- допущено более 4 логических ошибок0
4. Стилистическая близость к языку оригинала: 
- воспроизведено большинство стилистических особенностей исходного текста;2
- воспроизведена незначительная часть особенностей исходного текста;1
- текст изложен языком, далеким от языка оригинала.0
5. Грамматическая правильность: 
- нет ошибок или допущено до 2 ошибок;20
- допущено 3-5 ошибок;10
- допущено более 5 ошибок.0
6. Орфографическая правильность: 
- нет ошибок или допущена 1 негрубая ошибка;20
- допущено 2-5 ошибок;10
- допущено более 5 ошибок.0
7. Пунктуационная правильность: 
- нет ошибок или допущено до 2 ошибок,20
- допущено 3-6 ошибок;10
- допущено более 6 ошибок.0
8. Лексическая правильность: 
- нет ошибок в употреблении слов или допущено до 3 ошибок;20
- допущено 4-7 ошибок;10
- допущено более 7 ошибок.0

Максимум баллов - 100

Минимальный общий балл, считающийся положительным, – 37 баллов.


Материальное обеспечение вступительного испытания

Аудитория, оснащенная доской, столами и стульями по количеству абитуриентов; бумага для выполнения работы.


Список литературы для подготовки к вступительному испытанию

1. Аристова М. А. Диктанты и изложения для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Экзамен, 2011. – 288 с.

2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.М. Шанского (любое издание).

3. Волгина Н.C., Светлышева В.Н. Русский язык: Орфография и пунктуация. Правила и упражнения (любое издание).

4. Голуб И. Б. Сочинения и изложения без репетитора. – М.: Экзамен, 2009 г. – 336 с.

5. Голуб И.Б. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем. М.: Эксмо, 2011. - 400 с.

6. Лингвистические школьные словари последних лет издания.

7. Львов В.В., Егораева Г.Т., Пучкова Л.И. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых задний и подготовка к выполнению части 3(С). М.: Издательство «Экзамен», 2012.

8. Плотникова А.М., Слаутина М.В. Рабочая тетрадь по русскому языку (для подготовки к ЕГЭ) Текст/ Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2008. 164 с.

9. Плотникова А.М., Слаутина М.В.Все исключения русского языка. М.: Проспект, 2011. - 64 с.

10. Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Дрофа. М., (любое издание)

11. Штоль А.А. Русский язык для абитуриентов-гуманитариев (в таблицах). Новосибирск, 2007.


Дополнительная литература

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи (любое издание).

2. Греков В.Ф., Крючков С., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах (любое издание).

3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов (любое издание).

4. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. Спб, 1997

5. Солганик Г.Я. Стилистика текста. Учебное пособие… для старшеклассников. М.,1997 и др. издания



Приложение. Образец задания

Михаил Бахтин

ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Целое называется механическим, если отдельные элементы егo соединены только в пространстве и времени внешней связью, а не проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.

Три области человеческой культуры – наука, искусство и жизнь –обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной личности: в творчество человек уходит на время из "житейского волненья" как в другой мир "вдохновенья, звуков сладких и молитв". Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. "Да и где нам, – говорит жизнь, – то – искусство, а у нас житейская проза".

Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Heт между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.

Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.

И нечего для оправдания безответственности ссылаться на "вдохновенье". Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновенье, а одержание. Правильный не самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.