Программа вступительного экзамена по дисциплине «Рисунок»

по направлениям подготовки бакалавров
Архитектура, Дизайн


Цель вступительного испытания

Определить у абитуриента:
1 Способность к аналитическому восприятию и осмыслению формы;
2.Необходимый для получения высшего образования уровень графического мастерства.


Форма вступительного испытания

Вступительное испытание по рисунку проводится в форме экзамена. В течение 8 астрономических часов + перерыв на обед (1 час).

Экзамен проходит в специализированной аудитории, которая оснащена мольбертами, гипсовыми головами, софитами. Мольберты заранее установлены около постамента с гипсовой головой и пронумерованы. Абитуриент, являясь в аудиторию, вытягивает номер, соответствующий его рабочему месту.

Процедура выдачи задания, предварительные разъяснения экзаменатора перед началом работы, заполнение титульного листа входит в общий регламент времени, отведенного на выполнение работы.

Во время работы запрещается: подписывать экзаменационные листы, ставить какие-либо пометки, фотографировать работу.


Содержание вступительного испытания

Экзамен проводится в форме исполнения абитуриентом карандашного рисунка гипсовой модели (головы классической скульптуры) с натуры без применения чертежных инструментов и наглядных материалов.

Рисунок выполняется на листе ватмана формата А2 (60х40), имеющем в правом верхнем углу штамп приемной комиссии ФГБОУ ВО УрГАХУ, в течение 8 астрономических часов. Каждой группе экзаменуемых предоставляется возможность выбрать одну из 5 предложенных тем, которые заранее неизвестны и определяются выбором одного из закрытых немаркированных конвертов, внутри каждого из которых находится билет с темой (название гипсовой головы). Каждый рисунок с натуры оценивается по 100-бальной шкале с шагом в 5 баллов, на основе специально разработанных критериев оценки. Максимальное количество баллов по рисунку: 100.


Критерии оценки

При сдаче экзаменов по рисунку гипсовой головы необходимо:
• грамотно скомпоновать изображение на листе бумаги (размер изображения должен быть оптимальным);
• выявить особенности конструкции объема, ее положение в пространстве, пропорциональные отношения частей и целого, основанные на осмысленном понимании сути формообразования;
• выявить закономерности светотеневых отношений, показать понимание тональности как пространственной характеристики (степень насыщенности тона зависит от того, как расположен в пространстве тот или иной участок формы по отношению к источнику света);
• выполнить работу графически грамотно, убедительно, прорисовать детали и обобщить рисунок, показать целостность восприятия формы.

Выполненный рисунок гипсовой головы классической скульптуры должен отвечать следующим требованиям:
1.Точно передавать внешний вид, конструкцию, пластику, пропорции и пространственное положение предлагаемого образца;
2.Представлять собой оптимальное по размеру целостное изображение трехмерной формы, гармонично скомпонованное на двухмерной плоскости листа;
3.Убедительно трактовать объем, освещенный точечным источником света, средствами рисунка;
4.Обладать необходимым уровнем графического мастерства.


Абитуриенты, выполнившие эти условия, получают высший балл - 100 (сто).

Работы, имеющие незначительные недостатки только по одному из критериев (в графической культуре или в пропорциях), но соответствующие большинству перечисленных выше требований, получают 90 (девяносто) баллов.

Следующая категория работ, имеющая несущественные упущения по двум критериям оценок (например, в пропорциях и в перспективе, или недостаточно убедительная компоновка в листе и небольшие неточности в светотеневой моделировке и т. д.), но имеющая и ряд достоинств, получает 80 (восемьдесят) баллов.

За работы, в которых имеются незначительные отступления от более двух общих требований: неубедительность компоновки, не совсем точные пропорции и светотеневое решение, нарушение в деталях, но присутствует целостность восприятия и моделировки, - ставится 70 (семьдесят) баллов.

Работы, в которых допущена одна серьезная ошибка (например: сильно искажены пропорции или страдает графическая культура), и имеется ряд незначительных упущений в требованиях, предъявляемых к экзаменационной работе, получает 60 (шестьдесят) баллов.

За две серьезные ошибки и ряд незначительных упущений в работе, но в целом за графически убедительное выполнение работы абитуриент получает 50 (пятьдесят) баллов.

Работы, имеющие серьезные ошибки в компоновке, нарушения в пропорциях и светотеневой моделировке, неточности в деталях, недостаточную обобщенность, получает 40 (сорок) баллов.

Абитуриент, допустивший все перечисленные ранее ошибки в работе, но показавший свою индивидуальность и способность целостно воспринимать натуру и передать объем, получает 30 (тридцать) баллов.

Работы, в которых совершенно не выполнены общие требования: изображение не скомпоновано, размещение его на листе случайно, пропорции искажены, тональное решение неграмотно, не прорисованы детали, рисунок не обобщен, дробен, получают низший балл - 20 (двадцать).

С целью расширения шкалы оценок для уточнения дополнительных градаций применяются: «плюс» и «минус» (кратно 5 баллам).


Максимальное количество баллов за вступительное испытание по дисциплине «Рисунок» составляет 100 баллов.

Минимальное положительное количество баллов за вступительное испытание по дисциплине «Рисунок» составляет 25 баллов.


Материальное обеспечение вступительного испытания

Абитуриенту выдается бумага формата А2 со штампом приемной комиссии и титульный лист. В конце отведенного времени на задание абитуриент вкладывает выполненную работу в титульный лист и сдает экзаменатору.

При себе необходимо иметь: графитные карандаши разной твердости, ластик, средства крепления бумаги к мольберту (зажим для бумаги 51 мм).


ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ