You are here: Home АБИТУРИЕНТУ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ Промдизайн Композиция

Программа вступительного испытания по дисциплине КОМПОЗИЦИЯ

для абитуриентов, поступающих по направлению подготовки бакалавров – Дизайн профиль Промышленный дизайн


Вступительное испытание по композиции состоит из двух частей: ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ и ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ, которые оцениваются по 100-балльной системе (80 баллов – графическая композиция и 20 баллов – цветовая).


1. ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

1.1 Цели вступительного испытания

Выявить у абитуриента:
1.1.1. Способность к эмоционально-чувственному восприятию формы, образному и логическому мышлению.
1. 1.2. Способность к пространственному и конструктивному мышлению.
1.1.3. Уровень графического мастерства.


1.2 Форма вступительного испытания

1.2.1. Вступительное испытания по композиции проводится в форме экзамена – карандашного рисунка, выполняемого по представлению абитуриента, от руки, без применения чертёжных инструментов (линеек, циркулей) и наглядных материалов.

1.2.2. Работа выполняется в два основных этапа:
- плоскостная графическая композиция;
- объемно-пространственная композиция.

1.2.3. Каждая группа абитуриентов выбирает один из нескольких (4-6) экзаменационных билетов, в котором указаны исходные условия задания:
- тема (объект ) – общая для обеих композиций;
- характер структуры (ажур или массив);
- формообразующие действия (наложение, врезка, пронизывание);
- геометрическая основа композиций: набор плоскостных и объемных геометрических фигур.

1.2.4. Продолжительность экзамена – 6 астрономических часов. Распределение времени между этапами работы – на усмотрение абитуриентов.

1.3. Содержание вступительного испытания



1.3.1. Работа на экзаменационном листе располагается следующим образом:
- плоскостная графическая композиция [1];
- объемно-пространственная композиция [2];
- все поисковые эскизы по первому и второму этапу размещаются на этом же листе в специально отведенном поле [3].


1.3.2. Плоскостная и объемно-пространственная композиции должны отвечать следующим требованиям:
- раскрывать заявленную в билете тему, используя заданные геометрические фигуры, формообразующие действия и характер структуры;
- подчиняться одной геометрической пластике. Элементами плоскостной композиции могут являться прямоугольники, треугольники, трапеции, параллелограммы, круги, а также их части и фигуры, образованные их взаимодействием. Элементами объемно-пространственной композиции, могут быть параллелепипеды, призмы, пирамиды, тела вращения (цилиндры, конусы, сферы), а также их части и фигуры, образованные их взаимодействием;
- плоскостная композиция может рассматриваться как одна из проекций объемно-пространственной структуры (горизонтальная, фронтальная или профильная). При этом не обязательно «дословное», поэлементное соответствие композиций друг другу, достаточно передать лишь общий характер строения, членений, направленности развития с демонстрацией основных закономерностей соподчинений элементов формы;
- в плоскостной и объемно-пространственной композиции может быть использовано не более 10 элементов.


1.4. Порядок выполнения работы

1.4.1. Плоскостная композиция.

- Используя исходные геометрические элементы, составить сложноподчиненную структуру на плоскости, отвечающую требованиям целостности и органичности размещения на изобразительном поле, раскрывающую заданную тему в ее авторском прочтении.

- Средствами плоскостной графики (линями различной толщины и тоновыми отношениями) выявить художественный замысел и строение композиции.

- Для достижения целостности структуры следует принять во внимание, что элементы композиции могут выполнять роль: а) главных композиционных центров;
б)связующих, т.е. осуществляющих переходы от главных центров к второстепенным;
в) фоновых – нейтральных, обобщающих.

- Раскрытию темы может способствовать удачный выбор характера и направления композиционных осей, количества и местоположения центров, а также использование таких выразительных свойств структуры как статичность, динамичность, массивность, ажурность.


1.4.2. Объемно-пространственная композиция:

- Рассматривая плоскостную композицию как один или несколько проекционных видов, перевести плоское изображение в объемно-пространственное, придавая элементам композиции третье измерение.

- По мере необходимости, композицию можно уточнить или дополнять, сохраняя при этом характер взаимосвязей между элементами и выразительность композиции.

- Выбрав оптимальные для переданного образа условия восприятия (высоту горизонта, угол зрения, положение фокусов – одного или двух) – закомпоновать и выполнить рисунок объемно-пространственной композиции, сохраняя необходимые линейные построения.

- Графически оформить рисунок, используя линейную обводку видимых контуров и, возможно, легкую тональную проработку для выделения объема и глубины пространства.

- Объемно-пространственная композиция может быть одноцентричной или полицентричной, компактной или развитой в пространстве, замкнутой или разомкнутой, статичной или динамичной, в зависимости от задуманного художественного образа.

- Строение объемных форм должно подчиняться единой конструктивной логике. Приемы формообразования: срезы, вырезы, врезки, пронизывания, наложения. Целостность восприятия композиции достигается подобием элементов, пропорциями, ритмическими членениями форм и пространства.


1.5. Критерии оценок

1.5.1. Максимальное количество баллов за экзамен: 80 баллов (40 за плоскостную и 40 за объемно-пространственную композиции).

1.5.2. Плоскостная композиция

При выполнении работы необходимо выполнить следующие условия:
- соответствие заданию билета;
- оригинальность и выразительность художественного замысла, цельность и упорядоченность композиционного решения;
- качество графики (аккуратность и выверенность линий, штрихов, тоновых отношений) и компоновка рисунка в изобразительном поле.

• Работы, полностью отвечающие перечисленным условиям, оцениваются высшими баллами от 40 до 32 балла.

• Работы, с достаточно высокими композиционными качествами, но имеющие недостатки в графическом исполнении или компоновке оцениваются от 31 до 23 балла.

• Маловыразительные композиции с невысоким уровнем графики, но полностью завершенные оцениваются от 22 до 16 баллов.

• Примитивные по замыслу или незавершенные работы получают от 10 баллов и ниже.


1.5.3. Объемно-пространственная композиция

При выполнении работы необходимо выполнить следующие условия:
- раскрытие темы с учетом заданного характера структур, геометрических тел и формообразующих приемов;
- целостность пространственного решения, выразительность ракурса и композиционных средств;
- грамотность построения перспективного рисунка и конструктивных соединений, качество графического исполнения, органичность компоновки рисунка в изобразительном поле.

• Работы соответствующие всем данным критериям оцениваются высшими баллами от 40 до 32 балла.

• Композиции конструктивно грамотные и цельные, но стереотипные по замыслу, или работы, имеющие недочеты в компоновке или качестве графики, оцениваются от 31 до 23 балла.

• Маловыразительные композиции со слабым графическим исполнением, имеющие ошибки в построении, получают от 22 до 16 баллов.

• Примитивные композиции, выполненные на низком графическом уровне, или явно незаконченные работы оцениваются от 15 баллов и ниже.

*Примечание: в спорных случаях на повышение оценки того или другого задания могут повлиять интересные разнообразные поисковые эскизы.


1.6. Материальное обеспечение вступительного испытания

1.6.1. Абитуриент получает проштампованный лист ватмана формата А-3 (300х420 мм), расчерченный по схеме:

   
 

1.6.2. Абитуриент должен иметь с собой несколько карандашей разной мягкости, ластик и резак для заточки карандаша.


2. ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

2.1.Цель вступительного испытания – определить у абитуриента способность выявлять пространственную композицию с помощью цвета.


2.2. Форма вступительного испытания.

2.2.1. Экзамен по цветовой композиции проводится в форме цветового рисунка, выполняемого учащимся от руки кистью и красками гуашь.

2.2.2. Каждая группа абитуриентов выбирает один из нескольких (5-7) экзаменационных билетов, содержащий: геометрическую композицию и сформулированный способ выполнения колористического задания.

2.2.3. Продолжительность экзамена – 2 астрономических часа. Распределение времени между этапами работы – на усмотрение абитуриента.


2.3. Содержание вступительного испытания

2.3.1. Работа выполняется в два этапа:
1 этап – эскизный подбор цветов для выполнения задания.
2 этап – исполнение цветовой композиции от руки кистью и красками гуашь.

2.3.2. Композиция должна отвечать следующим требованиям:
- соответствие заданию;
- выразительность цветовой композиции;
- качество исполнения.


2.4. Критерии оценки

2.4.1. Цветовая композиция оценивается по 20 бальной системе на основе специально разработанных критериев.

• Работы, полностью отвечающие перечисленным требованиям - 20 баллов.

• Работы, выполненные по заданию с достаточно высокими выразительными качествами, но имеющие незначительные недостатки в исполнении - 15 баллов.

• Работы маловыразительные со средним качеством исполнения - 10 баллов.

• Работы, несоответствующие заданию и выполненные с низким качеством исполнения - 5 баллов.


Максимальное суммарное количество баллов за вступительное испытание «Композиция» составляет 100 баллов.

Минимальное суммарное положительное количество баллов за вступительное испытание «Композиция» составляет 35 баллов.


2.5. Материальное обеспечение вступительного испытания.

2.5.1. Каждому абитуриенту выдается экзаменационный лист, который представляет собой проштампованный лист ватмана формата А-4 (210х297 мм) с графической композицией и чистый проштампованный лист ватмана формата А-4 для смешивания красок при подборе цвета.

2.5.2. Абитуриент должен иметь с собой краски на водной основе, кисть, баночку под воду и тканевую салфетку.


ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

Графическая композиция





Цветовая композиция



  КУРСЫ / МАСТЕР-КЛАССЫ
  КОНКУРСЫ / ФЕСТИВАЛИ

Lexus Design Award. Премия Лексус в области дизайна 2019

Конкурс для школьников Искусство – городу

Inspireli Awards. Всемирный конкурс архитектурных и дизайнерских студенческих проектов

Конкурс бизнес-инициатив Молодежь планирует бизнес

Международный конкурс детского и юношеского творчества Миры мастера Эрьзи

Олимпиада для студентов
Я - профессионал

Программа исходящей международной академической мобильности (стажировки за рубежом)