You are here: Home АБИТУРИЕНТУ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ Промдизайн Композиция

Программа вступительного испытания по дисциплине КОМПОЗИЦИЯ

для абитуриентов, поступающих по направлению подготовки бакалавров – Дизайн профиль Промышленный дизайн


Экзамен состоит из двух частей: «Графическая композиция» и «Цветовая композиция», которые оцениваются по 100 бальной системе (80 баллов – графическая композиция, 20 баллов – колористика).

1 часть «Графическая композиция»


Цель вступительного испытания

Выявить у абитуриента:
- способность к эмоционально-чувственному восприятию формы, образному и логическому мышлению;
- способность к пространственному и конструктивному мышлению;
- уровень графического мастерства.


Форма вступительного испытания

Вступительные испытания по композиции проводится в форме карандашного рисунка, выполняемого по представлению абитуриента, от руки, без применения чертёжных инструментов (линеек, циркулей) и наглядных материалов.

Работа выполняется в два основных этапа:
1. плоскостная графическая композиция;
2. объемно-пространственная композиция.

Каждая группа абитуриентов выбирает один из нескольких (8-12) экзаменационных билетов, в котором указаны исходные условия задания:
• тема – общая для обеих композиций;
• геометрическая основа композиций;
• характер структуры.

Продолжительность экзамена – 6 астрономических часов.

Распределение времени между этапами работы – на усмотрение абитуриентов.


Содержание вступительного испытания



Работа на экзаменационном листе располагается следующим образом:
1. плоскостная графическая композиция [1];
2. объемно-пространственная композиция [2].

Все поисковые эскизы по первому и второму этапу размещаются на этом же листе в специально отведенном поле [3].

Плоскостная и объемно-пространственная композиции должны отвечать следующим требованиям:

1. раскрывать заявленную в билете тему, обозначенную словом, означающим действие и характер структур (массивность или ажурность);

2. подчиняться одной геометрической пластике. Элементами плоскостной композиции могут являться прямоугольники, треугольники, круги, а также их части и фигуры, образованные их взаимодействием; объемно-пространственная композиция, соответственно, образуется взаимодействием параллелепипедов, призм, цилиндров и их частей;

3. плоскостная композиция может рассматриваться как одна из проекций объемно-пространственной структуры (горизонтальная, фронтальная или профильная). При этом не обязательно «дословное», поэлементное соответствие композиций друг другу, достаточно передать лишь общий характер строения, членений, направленности развития;

4. в плоскостной и объемно-пространственной композиции может быть использовано не более 10-12 элементов.


Порядок выполнения работы

1. Плоскостная композиция

Используя исходные геометрические элементы, составить сложноподчиненную структуру на плоскости, отвечающую требованиям целостности и органичности размещения на изобразительном поле, раскрывающую заданную тему в ее авторском прочтении.

Средствами плоскостной графики (линями различной толщины и тоновыми отношениями) выявить художественный замысел и строение композиции.

Для достижения целостности структуры следует принять во внимание, что элементы композиции могут выполнять роль: а) главных композиционных центров; б) связующих, т.е. осуществляющих переходы от главных центров к второстепенным; в) фоновых – нейтральных обобщающих.

Раскрытию темы может способствовать удачный выбор характера и направления композиционных осей, количества и местоположения центров, а также использование таких выразительных свойств структуры, как статичность, динамичность, массивность, ажурность.


2. Объемно-пространственная композиция

Рассматривая плоскостную композицию как вид сверху или спереди, перевести плоское изображение в объемно-пространственное, придавая элементам композиции третье измерение – высоту и глубину. По мере необходимости, композицию можно уточнить или дополнять, сохраняя при этом характер взаимосвязей между элементами и выразительность композиции.

Выбрав оптимальные для переданного образа условия восприятия (высоту горизонта, угол зрения, положение фокусов – одного, двух или трех) – закомпоновать и выполнить рисунок объемно-пространственной композиции, сохраняя необходимые линейные построения.

Графически оформить рисунок, используя линейную обводку видимых контуров и, возможно, легкую тональную проработку для выделения объема и глубины пространства.

Объемно-пространственная композиция может быть одноцентричной или полицентричной, компактной или развитой в пространстве, замкнутой или разомкнутой, статичной или динамичной, в зависимости от задуманного художественного образа.

Строение объемных форм должно подчиняться единой конструктивной логике. Приемы формообразования: сечения, врезки, пронизывания, опирания. Целостность восприятия композиции достигается подобием элементов, пропорциями, ритмическими членениями форм и пространства.


Критерии оценок

Максимальное количество баллов за экзамен: 80 баллов (40 за плоскостную и 40 за объемно-пространственную композиции).

1. Плоскостная композиция

При выполнении работы необходимо выполнить следующие условия:
1) оригинальность художественного замысла, соответствие темы и заданного характера структуры;
2) выразительность замысла, цельность и упорядоченность композиционного решения;
3) качество графики (аккуратность и выверенность линий, штрихов, тоновых отношений) и компоновка рисунка в изобразительном поле.

• Работы, полностью отвечающие перечисленным условиям, оцениваются высшими баллами от 40 до 31 балла.

• Работы, с достаточно высокими композиционными качествами, но и имеющие недостатки в графическом исполнении или компоновке оцениваются от 30 до 21 балла.

• Маловыразительные композиции с невысоким уровнем графики, но полностью завершенные оцениваются от 20 до 11 баллов.

• Примитивные по замыслу или незавершенные работы получают от 10 баллов и ниже.


2. Объемно-пространственная композиция

При выполнении работы необходимо выполнить следующие условия:
1) оригинальность раскрытия темы с учетом заданного характера структур, разнообразие геометрических тел и формообразующих приемов;
2) целостность пространственного решения, выразительность ракурса и композиционных средств;
3) грамотность построения перспективного рисунка и конструктивных соединений, качество графического исполнения (линии, светотень), органичность компоновки рисунка в изобразительном поле.

• Работы соответствующие всем данным критериям оцениваются высшими баллами от 40 до 31 балла.

• Композиции конструктивно грамотные и цельные, но стереотипные по замыслу, или работы, имеющие недочеты в компоновке или качестве графики, оцениваются от 30 до 21 балла.

• Маловыразительные композиции, не раскрывающие тему, со слабым графическим исполнением, но построенные достаточно грамотно, получают от 20 до 11 баллов.

• примитивные композиции, выполненные на низком графическом уровне, или явно незаконченные работы оцениваются от 10 баллов и ниже.

*Примечание: в спорных случаях на повышение оценки того или другого задания могут повлиять интересные разнообразные поисковые эскизы.


Материальное обеспечение вступительного испытания

Абитуриент получает проштампованный лист ватмана формата А-3 (300х420 мм), расчерченный по схеме:



Абитуриент должен иметь с собой несколько карандашей, разной мягкости, ластик и резак для заточки карандаша.


2 часть «Цветовая композиция»


Цель вступительного испытания

Определить у абитуриента способность выявлять пространственную композицию с помощью цвета.


Форма вступительного испытания

Экзамен по колористике проводится в форме цветового рисунка, выполняемого учащимся от руки кистью и красками гуашь.

Каждая группа абитуриентов выбирает экзаменационный билет с 1 из 7 вариантов задания, содержащий: геометрическую композицию и способ выполнения колористического задания.

Продолжительность экзамена – 2 астрономических часа.

Распределение времени между этапами работы – на усмотрение учащихся.


Содержание вступительного испытания

Работа выполняется в два этапа:
1 этап – эскизный подбор цветов для выполнения задания.
2 этап – исполнение цветовой композиции от руки кистью и красками гуашь.

Композиция должна отвечать следующим требованиям:
1. соответствие заданию;
2. выразительность цветовой композиции;
3. качество исполнения.


Критерии оценки

Цветовая композиция оценивается по 20 бальной системе на основе специально разработанных критериев.

1. Работы, полностью отвечающие перечисленным требованиям, оцениваются в 20 баллов.

2. Работы, выполненные по заданию с достаточно высокими выразительными качествами, но имеющие незначительные недостатки в исполнении, оцениваются в 15 баллов.

3. Работы маловыразительные со средним качеством исполнения оцениваются в 10 баллов.

4. Работы, несоответствующие заданию и выполненные с низким качеством исполнения, оцениваются в 5 баллов.


Материальное обеспечение вступительного экзамена

Каждому абитуриенту выдается экзаменационный билет, который представляет собой проштампованный лист ватмана формата А-4 (210х297 мм) с графической композицией и чистый проштампованный лист ватмана формата А-4 для смешивания красок при подборе цвета. Абитуриент должен иметь с собой краски на водной основе, кисть, баночку под воду и тканевую салфетку.

Примечание: Абитуриент, получивший хотя бы одну неудовлетворительную оценку по одному из заданий, считается не прошедшим вступительное испытание, независимо от общей суммы баллов.


ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

Графическая композиция



Цветовая композиция