ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для абитуриентов, поступающих в УрГАХУ и имеющих право сдавать экзамены в форме определяемой вузом


Цель вступительного испытания

Экзамен по литературе должен оценить общеобразовательную подготовку выпускников средних общеобразовательных и профессиональных учреждений, выявить уровень знаний по истории и теории литературы, необходимый для получения высшего образования в УрГАХУ.

Абитуриенты должны уметь самостоятельно выполнять следующие действия:
- демонстрировать знание предмета речи (произведения, анализируемого в предлагаемом для изложения тексте);
- демонстрировать понимание текста, умение выделять в тексте главную мысль и аргументирующие тезисы;
- адекватно и грамотно излагать прослушанный текст в письменной форме;
- использовать нужный в данной ситуации функциональный стиль;
- различать основные литературные понятия, знать определения, уметь соотносить с ними литературные источники.

В процессе подготовки к экзамену должное внимание уделяется работе над связным текстом, отрабатываются умения и навыки анализа и интерпретации первичного текста для передачи его в жанре изложения. Сам процесс подготовки к изложению предполагает, в первую очередь, формирование умения слушать и слышать, затем письменно воспроизводить услышанное. Только достигнув совершенного уровня в устном варианте, мы можем рассчитывать на совершенный письменный вариант.


Форма вступительного испытания

Экзамен состоит из трёх частей.

Первая часть экзамена проводится в форме изложения.

Созданный абитуриентом на основе двукратного прочтения экзаменатором и прослушивания текст должен отвечать следующим требованиям:
- соответствие теме, полнота понимания темы;
- полнота раскрытия темы: не допускаются сокращенные варианты изложения (минимальный объем экзаменационной работы – 1,5 стр.);
- последовательность изложения, связанная с логикой построения исходного текста и замыслом его автора;
- отсутствие фактических ошибок, связанных с непониманием текста;
- стилистическая правильность, отсутствие речевых, логических ошибок;
- орфографическая и пунктуационная грамотность;
- точность и выразительность, разнообразие грамматического строя речи.

Вторая часть содержит вопросы, требующие краткого однозначного ответа и проверяющие знание литературных фактов из теории и истории литературы.

Третья часть требует развернутого ответа (5-10 предложений) и проверяет умение анализировать художественный текст в единстве содержания и формы.

Время выполнения экзаменационных заданий 4 часа (240 минут), без учета времени на подготовительные организационные мероприятия, такие, как проверка документов, заполнение аудитории, выдача бумаги для написания изложения и т.д. Время исчисляется с момента окончания чтения текста экзаменатором.


Порядок проведения изложения и требования к оформлению экзаменационной работы

На письменном экзамене не разрешается пользоваться художественными текстами, методическими пособиями, справочниками и словарями, а также записывающими устройствами и телефонными аппаратами. Обнаружение у экзаменующегося подобного рода материалов влечет за собой удаление с экзамена.

Изложение пишется синими, фиолетовыми или черными чернилами. Не допускается использование карандаша, ручек с красными и зелеными чернилами (пастой). Вся работа над изложением (в черновом и чистовом вариантах) выполняется непосредственно в аудитории, где проводится экзамен, на выданной членами предметной (приемной) комиссии бумаге. Она представляет собой белые нелинованные листы бумаги формата А4 с печатью Приемной комиссии вуза. В случае необходимости абитуриенту могут быть выданы дополнительные листы чистой бумаги. Разрешается взять с собой на экзамен трафарет.

Количество листов выданной перед экзаменом бумаги и полученной от экзаменующегося в конце работы над изложением фиксируется членами экзаменационной комиссии. Черновик изложения не проверяется, но обязательно сдается в конце работы. Черновик просматривается в том случае, если при проверке чистового варианта у экзаменатора возникают определенные вопросы (нечеткость написания слова, погрешности в цитатном материале, сложность прочтения написанного и т. п.). Если экзаменующийся обходится в изложении без черновика, то оставшиеся чистые листы бумаги сдаются по окончании работы вместе с текстом работы.

Изложение пишется на листах с полями. На оставленных полях чистовика нельзя делать пометы и исправления, писать дополнительные цитаты или пояснения; поля должны оставаться чистыми.

Изложение должно быть написано разборчиво, четко и аккуратно. При необходимости исправления чего-либо следует зачеркнуть неправильно написанное и сверху написать правильный вариант. Исправления должны быть четкими, сделаны чернилами, которыми писалось изложение, а не карандашом. Нельзя пользоваться ластиком (резинкой), а также корректирующим карандашом (пастой). Пунктуационные знаки следует исправлять особенно четко, чтобы при проверке изложения не возникло недоразумений.

В тексте изложения нигде не должны фиксироваться фамилия или имя экзаменующегося. Данные об абитуриенте (ФИО, факультет, отделение, номер экзаменационного листа и т.п.) выносятся на титульный лист специальной стандартной формы, которым сопровождается каждая письменная работа.


Содержание вступительного испытания

Изложение – особый жанр письменной речи. Задача пишущего – адекватно передать содержание первичного текста, позицию автора или героя, его отношение к ситуации, сохранить особенности композиции, стиля. Это не значит, что текст должен быть передан дословно, до мельчайших деталей. Умение использовать синонимические средства языка свидетельствует о достаточной языковой компетенции абитуриента, о его способности свободно излагать мысли.

Тексты, предлагаемые для прослушивания, имеют художественную, эстетическую, шире – культурологическую значимость. Собственно литературный материал служит источником фоновых знаний, базой, необходимой для понимания и адекватного воспроизведения текста. Литературоведческие тексты, предлагаемые для изложения, и задания к ним позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности. В целом же подготовка к изложению должна быть комплексной и органично включать в себя работу по повторению сведений как по литературе, так и по русскому языку.

Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами по подготовке и проведению единого государственного экзамена по литературе (ЕГЭ) в 2018 году. Достаточный уровень подготовленности включает:
- умение воспринимать и анализировать художественные и литературоведческие произведения в их жанрово-родовой специфике;
- знание фактов историко-литературного и теоретико-литературного характера;
- представление о литературном процессе как системе;
- владение основными понятиями и терминами, включенными в широкий культурологический контекст.

В процессе подготовки абитуриенты повторяют весь материал курса, содержание которого определено обязательным минимумом содержания по предмету, рекомендованным Министерством образования РФ, в соответствии с тремя содержательными блоками:
1. Древнерусская литература, литература ХVШ века и первой половины ХIХ века.
2. Литература второй половины ХIХ века – начала ХХ века.
3. Литература ХХ века.

Рекомендуем ознакомиться со списком произведений, предназначенных для чтения и изучения, перечнем основных терминов и понятий (кодификатор измерительных материалов) на сайте (см. www.fipi.ru), а также в специальной литературе для подготовки к ЕГЭ.


Критерии оценки

Каждое выполненное задание оценивается определенным количеством баллов. Общая оценка работы выводится по сумме всех оценок.

Первая часть экзаменационной работы оценивается по 80-балльной шкале в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий Количество баллов
1. Полнота изложения:  
- содержание исходного текста изложено полно, сохранено не менее 70% его объема; 12
- содержание исходного текста изложено недостаточно полно, сохранено менее 70%, но более 50% его объема; 6
- содержание исходного текста значительно сокращено, его содержание передано в объеме менее 50%. 0
2. Точность изложения: 
- нет отступления от фактологической основы текста;20
- допущена 1 фактическая ошибка;15
- допущены 2 фактические ошибки;10
- допущены 3 фактические ошибки;5
- допущено более 3 фактических ошибок.0
3. Логичность изложения: 
- содержание исходного текста изложено без нарушений логики;20
- допущена 1 логическая ошибка;16
- допущены 2 логические ошибки;12
- допущены 3 логические ошибки;8
- допущены 4 логические ошибки;4
- допущено более 4 логических ошибок.0
4. Стилистическая близость к языку оригинала: 
- воспроизведено большинство стилистических особенностей исходного текста;4
- воспроизведена незначительная часть особенностей исходного текста;2
- текст изложен языком, далеким от языка оригинала.0
5. Лексическая правильность: 
- нет ошибок в употреблении слов или допущено до 2 ошибок;6
- допущены 3 ошибки;5
- допущены 4 ошибки;4
- допущено 5 ошибок;3
- допущено 6 ошибок;2
- допущено 7 ошибок;1
- допущено более 7 ошибок.0
6. Орфографическая правильность: 
- нет ошибок;6
- допущена 1 ошибка;5
- допущено 2 ошибки;4
- допущены 3 ошибки;3
- допущены 4 ошибки;2
- допущено 5 ошибок;1
- допущено более 5 ошибок.0
7. Пунктуационная правильность: 
- нет ошибок или допущена 1 ошибка;6
- допущено 2 ошибки;5
- допущены 3 ошибки;4
- допущены 4 ошибки;3
- допущено 5 ошибок;2
- допущено 6 ошибок;1
- допущено более 6 ошибок.0
8. Грамматическая правильность: 
- нет ошибок;6
- допущена 1 ошибка;5
- допущено 2 ошибки;4
- допущены 3 ошибки;3
- допущены 4 ошибки;2
- допущено 5 ошибок;1
- допущено более 5 ошибок.0

МАКСИМУМ БАЛЛОВ - 80


Вторая часть содержит вопросы (от трёх до пяти), требующие ответа одним словом или словосочетанием. За каждый правильный ответ от 1 до 3 баллов (в зависимости от сложности вопроса), максимум – 5 баллов.

В третьей части дан вопрос, требующий развернутого ответа (5-10 предложений), демонстрирующего знание абитуриентом литературного произведения и его умение анализировать текст. Критерии оценивания развернутого ответа:

Критерии Баллы
1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов 
а) экзаменуемый дает прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют 9
б) экзаменуемый дает прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1 фактическую ошибку 6
в) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не дает прямого ответа на вопрос; и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и/или неубедительно обосновывает свои тезисы; и/или частично подменяет анализ текста его пересказом; и/или допускает 2 фактические ошибки 3
г) экзаменуемый не справляется с заданием: не дает ответа на вопрос; и/или подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более 0
2. Следование нормам речи (орфография / пунктуация / речевые ошибки) 
а) Нет ошибок: 0/0/0 6
б) Допустимые комбинации ошибок: 0/0/1, 0/1/0, 0/1/1, 0/0/2, 0/2/0, 1/0/0 3
в) допущено 3 и более речевых ошибок или 2 и более орфографических ошибок или 3 и более пунктуационных ошибок 0

МАКСИМУМ БАЛЛОВ - 15


Максимальное общее количество баллов – 100 баллов, минимальный общий балл, считающийся положительным, – 33 балла.


Материальное обеспечение вступительного испытания

Аудитория, оснащенная доской, столами и стульями по количеству абитуриентов; бумага для выполнения работы.


Список литературы для подготовки к вступительному испытанию

1. Аристова М. А. Диктанты и изложения для старшеклассников и абитуриентов / М.А. Аристова. – М.: Экзамен, 2011.

2. Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями, ответами / М.А. Аристова. – М.: Экзамен, 2016.

3. Голуб И. Б. Диктанты и изложения для старшеклассников и абитуриентов. Подготовка к ГИА и ЕГЭ / И.Б. Голуб. – М.: Экзамен, 2010.

4. Ерохина Е.Л. ЕГЭ 2018. Литература. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов / Е.Л. Ерохина. – М.: Экзамен, 2017.

5. Зинин С.А. ЕГЭ-2016. Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов / С.А. Зинин, Л.Н. Гороховская, Н.В. Беляева. – М.: Экзамен, 2015.


Дополнительная литература

1. Басинский П. Русская литература конца Х1Х – начала ХХ века и первой эмиграции. Пособие для учителя / П. Басинский, С. Федякин. – М., 1998.

2. Быков Л.П. Русская литература XX века: проблемы и имена: Книга для учителей и учащихся / Л.П. Быков, А.В. Подчиненов, Т.А. Снигирева. – Екатеринбург, 1994 .

3. Лейдерман Н.М. Русская литературная классика ХХ века: моногр. очерки / Н.М. Лейдерман. – Екатеринбург, 1997.

4. Смирнов А.А. Пособие по русской литературе для поступающих в вузы / А.А. Смирнов. М., 1993.

5. Штейнберг Л.Я. От Горького до Солженицына: Пособие по литературе для поступающих в вузы / Л.Я. Штейнберг, И.В. Кондаков. – М., 1994.


>> Образец задания