ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для абитуриентов, поступающих в УрГАХУ и имеющих право сдавать экзамены в форме определяемой вузом


Цель вступительного испытания

Целью экзамена по литературе является оценка общеобразовательной подготовки выпускников средних общеобразовательных и профессиональных учреждений, выявление уровня знаний по истории и теории литературы, необходимого для получения высшего образования в УрГАХУ.

Абитуриенты должны уметь самостоятельно выполнять следующие действия:
- различать основные литературные понятия, знать определения, уметь соотносить с ними литературные источники;
- выделять в анализируемом тексте главную мысль и аргументирующие тезисы;
- при необходимости составлять план текста;
- озаглавливать собственный письменный текст;
- и, как окончательный итог, создавать грамотное письменное речевое произведение (сочинение, или эссе, или аргументированный ответ на вопросы к заданию).


Форма вступительного испытания

Экзамен проводится в форме теста.

Тестовое задание состоит из трех частей, каждая из которых включает один или ряд вопросов.

Первая часть включает вопросы, требующие краткого однозначного ответа и проверяющие знание литературных фактов из теории и истории литературы.

Вторая часть проверяет умение анализировать художественный текст в единстве содержания и формы.

Третья часть задания требует развернутого ответа на один из предложенных вопросов, проверяет умение строить связное содержательное речевое высказывание, «обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти)». «Работа такого типа дает выпускнику возможность выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию» (материалы ФИПИ).

Время выполнения тестовых заданий 3 часа (180 минут).


Содержание вступительного испытания

Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами по подготовке и проведению единого государственного экзамена по литературе (ЕГЭ) в 2016 году с учетом «усовершенствования системы проверки и оценивания выполнения заданий, требующих написания развернутого ответа».

Достаточный уровень подготовленности включает:
- умение воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике;
- знание фактов историко-литературного и теоретико-литературного характера;
- представление о литературном процессе как системе;
- владение основными понятиями и терминами, включенными в широкий культурологический контекст.

В процессе подготовки абитуриенты повторяют весь материал курса, содержание которого определено обязательным минимумом содержания по предмету, рекомендованным Министерством образования и науки РФ.

Задания отражают системное представление о литературном процессе в соответствии с тремя содержательными блоками:
1. Древнерусская литература, литература ХVШ века и первой половины ХIХ века.
2. Литература второй половины ХIХ века – начала ХХ века.
3. Литература ХХ века.

Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности.

Рекомендуем ознакомиться со списком произведений, предназначенных для чтения и изучения, перечнем основных терминов и понятий (кодификатор измерительных материалов) на сайте www.fipi.ru, а также в специальной литературе для подготовки к ЕГЭ.


Критерии оценки

Каждое выполненное задание оценивается определенным количеством баллов. Общая оценка работы выводится по сумме всех оценок.

В первой части требуется дать ответы на каждый вопрос одним словом или словосочетанием. За каждый правильный ответ от 1 до 3 баллов (в зависимости от сложности вопроса), максимум – 15 баллов.

Вторая часть содержит вопросы, требующие однословного ответа или ответа с приведением примеров из предложенного отрывка текста. За каждый правильный ответ от 1 до 3 баллов (в зависимости от сложности вопроса), максимум – 15 баллов. В этой же части – два вопроса, требующих развернутых ответов (5-10 предложений), демонстрирующих знание абитуриентом литературного произведения и его умение анализировать текст.

Критерии оценивания развернутых ответов:

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый дает прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 9

б) экзаменуемый дает прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1 фактическую ошибку - 6

в) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не дает прямого ответа на вопрос; и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и/или неубедительно обосновывает свои тезисы; и/или частично подменяет анализ текста его пересказом; и/или допускает 2 фактические ошибки - 3

г) экзаменуемый не справляется с заданием: не дает ответа на вопрос; и/или подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более - 0


2. Следование нормам речи (орфография / пунктуация / речевые ошибки)

а) Нет ошибок: 0/0/0 - 6

б) Допустимые комбинации ошибок: 0/0/1, 0/1/0, 0/1/1, 0/0/2, 0/2/0, 1/0/0 - 3

в) допущено 3 и более речевых ошибок или 2 и более орфографических ошибок или 3 и более пунктуационных ошибок - 0

Maксимум (за каждый ответ) 15


Третья часть представляет собой сочинение (не менее 200 слов).

Критерии оценивания сочинения:

1. Глубина раскрытия темы и убедительность суждений

а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 10

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает 1-2 фактические ошибки - 7

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию; и/или не обосновывает свои тезисы; и/или допускает 3-4 фактические ошибки - 4

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более 4 фактических ошибок - 0


2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют - 10

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, но не использует их для анализа произведения и/или допускает 1 ошибку в их употреблении - 5

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более 1 ошибки в их употреблении - 0


3. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов - 10

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его част логически связаны между собой но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы - 7

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями и/или мысль повторяется и не развивается - 4

г) в сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения - 0


4. Следование нормам речи (орфография / пунктуация / речевые ошибки)

а) Нет ошибок: 0/0/0 - 10

б) Допустимые комбинации ошибок: 0/0/1, 0/1/0, 0/1/1, 0/0/2 - 9

в)Допустимые комбинации ошибок: 1/0/0, 0/2/0, 0/1/2, 1/1/1, 0/1/2, 0/0/3 - 8

г)Допустимые комбинации ошибок: 2/0/0, 0/2/0, 0/3/0, 0/0/4, 2/1/1, 2/2/1, 2/2/2 - 6

д) Допустимые комбинации ошибок: 3/0/0, 0/4/0, 2/3/2, 2/3/3, 2/4/2, 2/4/3, 3/1/2, 3/2/2, 3/2/3 - 4

е) Допустимые комбинации ошибок: 4/0/0, 0/ 4(6)/0, 0/0/4(6), 3/ 4/4 - 3

ж) Допустимые комбинации ошибок: 4 (5)/0/0, 0/5 (9)/0, 0/0/4 (9), 4 (5)/4/4, 4/5/4, 3/6/4 - 2

з) Допущено 10 и более речевых погрешностей; или 10 и более пунктуационных ошибок; или 6 и более орфографических ошибок; или 5 и более орфографических ошибок + 5 и более пунктуационных ошибок - 0

Максимум - 40


Максимальное общее количество баллов – 100 баллов, минимальный общий балл, считающийся положительным, – 33 балла.


Материальное обеспечение вступительного испытания

Аудитория, оснащенная доской, столами и стульями по количеству абитуриентов; бумага для выполнения работы.


Список литературы для подготовки к вступительному испытанию

1. Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / М.А. Аристова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

2. Ерохина Е.Л. ЕГЭ. Литература. Выполнение задания С5 / Е.Л. Ерохина, М.А. Аристова, Е.В. Зуева, Е.М. Крамчаткина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

3. Ерохина Е.Л. ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания / Е.Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

4. Зинин С.А. ЕГЭ-2016. Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов / С.А. Зинин, Л.Н. Гороховская, Н.В. Беляева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

5. Сигов В.К. Итоговая аттестация: Выпускное сочинение: учебно-методическое пособие / В.К. Сигов, Н.В. Ломилина. – М.: Дрофа, 2015.


Дополнительная литература

1. Басинский П. Русская литература конца Х1Х – начала ХХ века и первой эмиграции. Пособие для учителя / П. Басинский, С. Федякин. – М.: изд. центр Академия, 1998.

2. Быков Л.П. Русская литература XX века: проблемы и имена: Книга для учителей и учащихся / Л.П. Быков, А.В. Подчиненов, Т.А. Снигирева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1994.

3. Быкова Н.Г. Как написать сочинение? Справочник школьника / Н.Г. Быкова. – М.: АСТ, Слово, 1997.

4. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2012. Русский язык. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (тип С). Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументация собственного мнения / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

5. Лейдерман Н.М. Русская литературная классика ХХ века: моногр. очерки / Н.М. Лейдерман. – Екатеринбург: изд-во Урал. гос. пед ун-та, 1997.

6. Плотникова А.М. ЕГЭ-2011. Все исключения русского языка / А.М. Плотникова, М.В. Слаутина. – М.: Проспект, 2011.

7. Смирнов А.А. Пособие по русской литературе для поступающих в вузы / А.А. Смирнов. М.: изд-во МГУ, 1993.

8. Штейнберг Л.Я. От Горького до Солженицына: Пособие по литературе для поступающих в вузы / Л.Я. Штейнберг, И.В. Кондаков. – М.: Высш. шк., 1994.


Образец задания

Часть 1. Дайте ответы на каждый вопрос одним словом или сочетанием слов (в листе ответов указывайте и номер части, и номер вопроса):

1. Как называется эпический жанр русского фольклора, особенности которого нашли отражение в художественной стилистике «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина: употребление устойчивых фольклорных формул «жили да были», «долго ли, коротко ли», «ни пером описать» и др.?

2. Назовите автора лирических стихотворений (посланий) «К Чаадаеву», «Пущину», «Во глубине сибирских руд...»?

3. Кто из поэтов XIX века является автором стихотворений: «Я встретил вас, и все былое...», «Умом Россию не понять»?

4. Какую пьесу М.Горького современные ему зрители в предреволюционной обстановке 1990-х годов воспринимали как «пьесу-буревестник»?

5. Персонаж какого рассказа А.П.Чехова охарактеризован так: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате...»?

6. Назовите фамилию поэта, одного из основоположников «авторской песни», в творчестве которого особое место занимают образы Москвы и Арбата:
Ах, Арбат, мой Арбат,
Ты - моя религия,
мостовые твои подо мной лежат.
(строка из стихотворения-песни)

Максимальное количество баллов – 15


Часть 2. Прочитайте два фрагмента известного романа середины XIX века, ответьте на вопросы.

1. На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов. ... (Он) вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику.

2. ..Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку. «Евгений Васильев», – отвечал тот ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

1. Укажите название произведения, его автора, жанр и время создания.

2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности.

3. Назовите героев этого романа, упомянутых в данных описаниях, их социальный статус, отношения с другими персонажами.

4. Найдите в тексте сравнение как средство художественной изобразительности (выпишите примеры).

5. Как называется изобразительная подробность, позволяющая создать достоверный образ (приведите примеры)?

6. Назовите художественный прием, лежащий в основе противопоставления персонажей в физическом и духовном плане.

Максимальное количество баллов – 15

Дайте развернутые ответы (5-10 предложений) на следующие вопросы:

7. Какие черты характера основных героев проявляются в данном описании?

8. Можно ли назвать проблему (сформулируйте её кратко), поставленную автором в романе, вечной?

Максимальное количество баллов за каждый ответ – 30


Часть 3. Дайте полный развернутый ответ на один их следующих вопросов (200 слов):

1. Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)?

2. Что мешает считать Лопахина подлинным спасителем вишневого сада (по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»)?

3. Почему автор отказывается от героизации образа Андрея Соколова (по повести М.А.Шолохова «Судьба человека»)?

Максимальное количество баллов – 40

Итого: 100 баллов