You are here: Home АБИТУРИЕНТУ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ Граф дизайн Композиция

Программа вступительного испытания по дисциплине КОМПОЗИЦИЯ

для абитуриентов, поступающих по направлению подготовки бакалавров Дизайн, профили Графический дизайн, Дизайн мультимедиа


Цель проведения вступительного испытания

Цель проведения вступительного испытания – выявление следующих навыков и способностей абитуриента, необходимых для получения высшего образования в УрГАХУ:
¬ графический анализ и синтез абстрактных образов предметов, движений, состояний;
¬ фантазию, воображение, умение найти и визуализировать оригинальный образ, идею;
¬ индивидуальную авторскую эскизную и художественную графику;
¬ понимание социального контекста заданной темы, умение ориентироваться в выборе выразительных средств и техник в соответствии с потенциальным адресатом визуального образа;
¬ восприятие и выражение в цветовой гамме эмоционально окрашенных состояний, сюжетов и образов.


Форма вступительного испытания

Вступительное испытание проводится в форме самостоятельного выполнения трёх творческих заданий в течение 8 часов в аудиторных условиях. Задания определяются при выборе абитуриентом билета. Приемная комиссия по дисциплине «Композиция» профиля «Графический дизайн» оценивает выполненные задания в соответствии с заявленными критериями (п. 4) и выставляет оценку, по результатам которой (в случае получения количества баллов не ниже минимального), абитуриент включается в общий рейтинг на зачисление.


Содержание вступительного испытания

Вступительное испытание состоит из трёх самостоятельных заданий


Задание 1
Плоскостная абстрактная ахроматическая графическая композиция (Плоскостная композиция)


Выявляет способности к графическому анализу и синтезу абстрактных образов предметов, движений и состояний. Требуется выполнить плоскостную абстрактную композицию, представляющую заданное состояние (движение, качество, явление) на основе элементов образа заданного предмета.


Техника и материалы

Элементы композиции – линия, контур, пятно, плоские геометрические фигуры в любых сочетаниях, пересечениях, наложениях. Ахроматическая (черно-белая) графика в любой доступной технике (карандаш, лайнеры, рапидограф). Допускается растр и регулярная (чертежная) штриховка. Не допускаются полутона, «рваные» края, нечеткие окончания линий и свободное растекание (использование кисти возможно только для раскрашивания фигур с четким контуром). Не разрешается использовать реалистичные предметные формы и их отдельные детали (четкие, замкнутые силуэты и контуры вещей, природных объектов и живых существ), элементы мимики лица, знаки, символы, текст. Следует избегать явных проявлений объемности, многопланового или трехмерного пространства. Работа выполняется на формате АЗ. Половина формата (левая) отводится под поисковые эскизы в любой технике. Чистовая версия композиции может выполняться как в карандаше, так и с обводкой рапидографом, лайнером, маркером или иным графическим инструментом и должна иметь размер не менее 15х15 см. Рекомендуется использование линеек, лекал и других чертежных принадлежностей.


Задание 2
Креативная графическая композиция – эскиз-идея на тему плакат/персонаж (Креативная композиция)


Позволяет проявить креативные способности, фантазию, воображение, индивидуальную авторскую эскизную и художественную графику, способность найти и визуализировать оригинальный образ, идею. Задание выявляет также понимание социального контекста заданной темы, умение ориентироваться в выборе выразительных средств и техник в соответствии с потенциальным «адресатом» визуального образа.


Техника и материалы

Техника выполнения работы – произвольная. Помимо ахроматической гаммы (белый, оттенки и полутона серого, черный) может быть использован один дополнительный цвет по выбору. Использование элементов шрифта (буквы, слова, фразы) нежелательно, но допустимо, если этого требует авторский замысел. Культура работы с элементами шрифта оценивается по общим критериям (см. ниже). Допустимы мелкие поясняющие надписи в работе над персонажем. Работа выполняется на формате АЗ. Тема «персонаж» может быть решена в эскизной манере, без выделения чистовой, окончательной версии. В теме «плакат» 1/2 формата (левая) отводится под поисковые эскизы в любой технике. Чистовая версия должна иметь размер не менее 15х15 см. Не допускается использование живописных и акварельных техник на влажной основе, с растеканием, произвольным смешиванием и необходимостью длительного высыхания.


Задание 3
Абстрактная цветовая композиция (Цветовая композиция)


Задание выявляет способности к восприятию и выражению эмоционально окрашенных состояний и архетипических образов. Требуется выполнить абстрактную композицию из цветовых пятен/фигур, выражающую заданную тему оптимальным (необходимым и достаточным) набором и сочетанием цветов.


Техника и материалы.

Элементы композиции – монохромные (без размывания и градиентов) цветовые пятна геометрически правильной формы. Пятно/фигура может иметь прямые, криволинейные и сложные границы, но каждый участок линии/границы должен быть либо прямой линией, либо частью геометрически правильной, лекальной кривой. Не разрешается включать в композицию тонкие линии и мелкие пятна/объекты размером менее 5х5 мм. Белый (в том числе – фоновый, если он остается в границах композиции), оттенки серого и черный цвет учитываются как отдельные цвета. Всего в работе могут быть использованы от 4 до 9 отдельных цветов.

Работа выполняется на формате А4. Чистовая версия композиции может выполняться гуашью, акварельными красками (можно использовать смесь акварели с темперой или акриловыми белилами) и должна иметь размер ровно 15х15 см. Рекомендуется использование линеек, лекал и других чертежных принадлежностей при построении линейной основы перед окрашиванием.


Критерии оценки выполненных заданий

Критерии оценки работ по первому заданию
Выразительность, адекватность теме – выражает ли созданный графический образ сущность и характер темы на уровне эмоционального восприятия? Происходит ли моментальное «узнавание», принятие образа как отражения темы?
Единство, целостность и структура образа – взаимосвязанность, точность пропорций и взаиморасположение элементов в композиции, их «роль» в раскрытии темы. Лаконичность, графичность, отсутствие лишних и противоречащих элементов.
Аккуратность и техника исполнения.
Эстетические качества работы – гармоничность, стилистическая целостность при достаточном разнообразии использованных графических приёмов, оригинальная авторская техника.

Критерии оценки работ по второму заданию
Графическая выразительность, визуальная привлекательность, яркость, экспрессия – насколько сильно эмоциональное впечатление от работы, ее способность привлекать и удерживать внимание.
Убедительность, адекватность и точность образов, метафор, ассоциаций, использованных в работе – насколько полно и точно раскрыта тема, насколько однозначна и понятна идея.
Оригинальность, новизна подхода, использование неожиданных, нестандартных образов и интерпретаций.
Культура и креативность в использовании текстовых и шрифтовых, символьных и знаковых элементов.
Соответствие выбранной техники и стилистики заданной теме, идее и замыслу, аккуратность исполнения, наличие оригинальной авторской художественной техники.

Критерии оценки работ по третьему заданию
Выразительность, адекватность теме – выражает ли созданный цветовой образ сущность и характер темы на уровне эмоционального восприятия? Происходит ли моментальное «узнавание», принятие образа как отражения темы?
Единство, целостность и структура образа – взаимосвязанность, точность оттенков цвета, пропорций и взаиморасположение элементов в композиции, их «роль» в раскрытии темы. Лаконичность, графичность, отсутствие лишних и противоречащих элементов.
Аккуратность и техника исполнения.
Оригинальность решения, особенности авторского стиля, сопутствующие основному образу ассоциации и метафоры, удачные «визуальные цитаты».

Правила начисления баллов.

Максимальные оценки: 1 задание – 40 баллов, 2 задание – 40 баллов, 3 задание – 20 баллов.
За работу, полностью соответствующую вышеперечисленным критериям, ставится оценка по 40 баллов за 1, 2 задание и 20 баллов за 3 задание.
Если в работе имеются незначительные отступления от общих требований, ставится оценка от 35 до 39 баллов за 1 и 2 задание и от 15 до 20 баллов за 3 задание.
Работы, имеющие серьёзные ошибки и отступления от общих правил, получают оценку не выше 25 баллов за 1 и 2 задание и не выше 12 баллов за 3 задание.
Оценка ниже 15 баллов за 1 и 2 задание и ниже 5 баллов за 3 задание считается неудовлетворительной.

Итоговая суммарная оценка за три задания по композиции ниже 35 баллов считается неудовлетворительной.

Максимальное количество баллов за вступительное испытание по дисциплине «Композиция» составляет 100 баллов.

Минимальное положительное количество баллов за вступительное испытание по дисциплине «Композиция» составляет 35 баллов при условии получения оценки не ниже 15 баллов за 1 и 2 задание и не ниже 5 баллов за 3 задание.


Материальное обеспечение вступительного испытания

Для выполнения заданий вступительного испытания абитуриенту предоставляется:
¬ индивидуальное рабочее место – стол и стул в аудитории, имеющей соответствующие нормам параметры температуры и освещенности; исключается размещение двух абитуриентов за одним столом; в одной аудитории должно размещаться не более 28 абитуриентов;
¬ копия выбранного билета с темами заданий;
¬ чистая плотная бумага для выполнения творческих заданий (качества ватман): 2 листа формата А3 и 1 лист формата А4 со штампом приемной комиссии на лицевой стороне;
¬ чистая бумага офисного качества (80-90 г/кв.м) для эскизов, до 5 листов на одного абитуриента (по требованию) со штампом приемной комиссии на лицевой стороне.

Абитуриент должен иметь с собой все необходимые принадлежности и инструменты для эскизирования, чистовой графики и выполнения задания по цветовой композиции.

Минимально необходимые принадлежности и инструменты:
¬ простые графитовые карандаши различной твердости, стирательную резинку;
¬ набор гуаши, кисти и емкость для воды для выполнения цветовой композиции (задание 3).

Наличие других инструментов и принадлежностей зависит от предпочитаемой абитуриентом художественно-графической техники, но однозначно не допускается:
¬ использование красок на масляной основе, или иных, имеющих острый запах и длительное время высыхания (более 15 минут);
¬ использование маркеров типа «перманент», проникающих через слой бумаги и имеющих острый запах;
¬ использование пастели, восковых мелков и других художественных материалов, легко стираемых с поверхности бумаги и требующих специального закрепления.

Подробные рекомендации по принадлежностям и инструментам – на сайте digra2014.org


ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

Задание 1. Плоскостная композиция



Задание 2. Креативная композиция (эскиз-идея на тему плакат/персонаж)



Задание 3 Цветовая абстрактная композиция




Графическая композиция. Подготовительный курс для абитуриентов