You are here: Home АБИТУРИЕНТУ МАГИСТРАТУРА Программа вступительных экзаменов в магистратуру. Направление ДПИиНП

Программа вступительного испытания «Клаузура» для поступающих на направление подготовки Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы


Магистерская программа: Художественная обработка материалов


1.Цель вступительного испытания

Цель вступительного испытания заключается в выявлении творческих способностей у абитуриента, поступающего на направление подготовки 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», в определении уровня проектных навыков, готовности к постановке и анализу проектной проблемы в избранной области и самостоятельной проектной деятельности.


2. Форма вступительного испытания

Вступительное испытание проводится в форме творческого экзамена (клаузура). Вступительное испытание состоит из двух заданий – проектное решение объекта декоративного искусства и письменное обоснование проектной концепции. Вступительное испытание проводится в аудитории.

Темы заданий (объекта проектирования) определяется спецификой подготовки бакалавров по профилям «Художественная обработка керамики», «Художественная обработка металла», «Художественное ткачество». Тема клаузуры и функциональные требования к объекту проектирования определяются случайным образом при выборе абитуриентом одного из 6 билетов перед началом экзамена.

Продолжительность вступительного испытания 6 часов.

Вступительное испытание проводится на русском языке.


3. Содержание вступительного испытания

На экзамене абитуриент определяется с концепцией полученного задания и выполняет эскизное проектирование объекта, в соответствии с выданной темой и функциональными требованиями к объекту проектирования.

Клаузура выполняется на листе формата А2, который выдается приемной комиссией. Техника исполнения – ручная графика. Материалы для эскизирования – карандаши, фломастеры, тушь, линеры, маркеры, водорастворимые краски (акварель, гуашь, акрил) и другие материалы на усмотрение претендента, возможна техника коллажа.

Письменное задание выполняется шариковой ручкой на листе формата А-4, который выдается приемной комиссией.

При выполнении письменного задания абитуриенту необходимо в текстовом виде изложить концепцию проектируемого объекта, обосновать его актуальность, специфику и художественное решение.


4. Критерии оценки

Оценка результатов клаузуры определяется совокупностью критериев, характеризующих общий уровень подготовленности абитуриента к обучению в магистратуре: профессиональные компетенции (владение навыками концептуального проектного мышления, практическими навыками изобразительного искусства, представлениями о технологических процессах ручного и промышленного производства и т.д.) и личностные качества (мотивированность на обучение, готовность к саморазвитию, использованию творческого потенциала и т.д.).

Значимость критериев определяется порядком изложения:

1. Творческая работа выполнена на высоком художественном уровне, полностью раскрывает авторскую концепцию в соответствии с заданной темой;

2. Композиционное решение сохраняет единство, целостность и структуру образа, взаимосвязанность, точность пропорций и взаиморасположение элементов в композиции;

3. Работа содержит эстетические качества - гармоничность, стилистическую целостность, профессиональную технику исполнения;

4. Тема раскрыта выразительно при сохранении функционального назначения и конструктивной основы проектируемого объекта;

5. Выбранная техника исполнения творческого задания соответствует заданной теме, объекту и заявленной художественной концепции.


Вступительное испытание оценивается по 100-балльной системе. Максимальная оценка вступительного испытания составляет 100 баллов. Минимальное количество баллов, подтверждающих положительный результат вступительного испытания, – 25 баллов.

Критерии определяются в результате экспертной оценки и сравнительного анализа всех представленных работ членами предметной комиссии.


Оценка «100 баллов» ставится при выполнении всех пяти критериев.
Оценка «85 баллов» ставится при неполном соответствии одному из критериев, исключая первый.
Оценка «70 баллов» ставится при неполном соответствии двум из критериев, исключая первый.
Оценка «55 баллов» ставится при неполном соответствии трем из критериев, исключая первый.
Оценка «40 баллов» ставится при несоответствии выполненной работы четырем последним критериям.
Оценка «24 балла и ниже» (неудовлетворительно) ставится при несоответствии первому критерию.

С целью расширения шкалы оценок допускается повышающая или понижающая коррекция с шагом пять баллов.


5. Материальное обеспечение вступительного испытания

Экзамен проводится в аудитории оборудованной столами и стульями.

Для выполнения заданий вступительного испытания абитуриенту предоставляется:
- копия выбранного билета с темой задания и функциональными требованиями к объекту проектирования;
- бумага для выполнения творческого задания: 1 лист ватмана формата А2 с печатью приемной комиссии и 2 листа писчей бумаги формата А4 с печатью приемной комиссии;
- бумага для эскизирования: 1 лист формата А2 с печатью приемной комиссии и до 5 листов писчей бумаги формата А4 (по требованию).

Абитуриент должен иметь с собой принадлежности и инструменты для эскизирования:
- простые графитовые карандаши различной твердости, стирательную резинку;
- фломастеры, тушь, перья, кисточки для туши, линеры, маркеры (по необходимости);
- водорастворимые краски (акварель, гуашь, акрил), кисти и емкость для воды, палитру, влажные салфетки, тряпочки для вытирания кистей;
- кальку, копировальную бумагу (по необходимости),
- цветную бумагу, клей, ножницы (для коллажа).

Другие материалы и инструменты могут быть использованы абитуриентом по согласованию с преподавателями предметной комиссии на предваряющей экзамен консультации.

Однозначно не допускается использование красок на масляной или аэрозольной основе.


6. Список литературы

1. Адамс С. Путеводитель по стилю "Движение искусств и ремесел". – М. 2000

2. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – М.: Арт-Родник, 2005

3. Рельеф: Композиционные принципы/ Г.Д.Жилкин. – М. : МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2008

4. Флеров А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металла. М.: В. Шевчук, 2007

5. Художник. Материал. Форма : отечественное декоративное искусство XX - начала XXI века: учеб. пособие / Людмила Крамаренко. - М. : МГХПА им. С. Г. Строганова, 2009

6. Материаловедение художественной обработки: учебник для вузов / В. Ю. Пирайнен. - СПб. : Химиздат, 2008

7. С.Федорова, Р.Р.Мусина. История художественной керамики: учеб. пособие. М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2010

8. Якушева М. С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: учебное пособие / М. С. Якушева. – М.: МГХПУ; Изд-во В. Шевчук, 2009

9. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция : учебное пособие для вузов / Г. М. Логвиненко. - М.: Владос, 2008

10. Бесчастнов, Н. П. Изображение растительных мотивов : учеб. пособие для вузов / Н. П. Бесчастнов. - М.: Владос, 2004

11. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Высшее образование. Ростов н\Д: Феникс, 2008

12. Сидоренко В. И. История стилей в искусстве и костюме: учебник-Ростов н/д ., 2004

13. Художественный язык орнамента : учеб. пособие / Н. П. Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2010

14. Иванова Г.И., Мальгин В., Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция. М.: Архитектура-С, 2007

15. Краткая энциклопедия декоративных изображений. – М.: Астрель, АСТ, Харвест, 2009. – 288 с.