You are here: Home АБИТУРИЕНТУ МАГИСТРАТУРА Программа собеседования для поступления в магистратуру ДПИиНП

Программа вступительного испытания Собеседование для поступающих на направление «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»


Магистерская программа «Художественная обработка материалов»


1.Цель вступительного испытания

Цель вступительного испытания заключается в выявлении творческих способностей, практических умений и теоретических знаний, необходимых для обучения по направлению подготовки 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», готовности абитуриента к осуществлению образовательной деятельности в рамках уровня магистратуры, мотивации абитуриента к самостоятельной научной и проектной деятельности в выборе профессии.


2. Форма вступительного испытания

Вступительное испытание проводится в форме устной беседы творческой направленности и обсуждения представленного творческого портфолио абитуриента. Для собеседования каждый поступающий готовит творческое профессиональное портфолио в печатном виде (формат А4 или А3) в виде отдельно сброшюрованной папки и цифровом формате (3D модели, презентации) на CD-диске или флэш-карте.

Устная беседа проводится экзаменационной комиссией с каждым абитуриентом индивидуально. Абитуриенту задаются вопросы, которые позволяют оценить его профессиональный и личностный потенциал. На каждого абитуриента отводится не более 30 мин.

В день проведения вступительного испытания абитуриенты допускаются в аудиторию, где проводится экзамен согласно списку, в котором за каждым абитуриентом закрепляется время проведения собеседования. Список формируется на предваряющей экзамен консультации. Фамилии абитуриентов, не присутствовавших на консультации по уважительной или иной причине, преподаватель, принимающий вступительное испытание вносит в список на свободные места в алфавитном порядке.

Оценка ответов абитуриентом и оценка творческого портфолио выставляется на основании протоколов экзаменационной комиссии.


3. Содержание вступительного испытания

Абитуриент передает экзаменационной комиссии творческое профессиональное портфолио, которое должно содержать творческие, учебные и проектные работы автора (оригиналы и/или заверенные образовательным учреждением копии); материалы о достижениях абитуриента в виде сертифицированных документов: копия диплома о высшем профессиональном образовании с приложением, сертификаты, дипломы, награды (оригиналы); документы, подтверждающие творческую и научную активность абитуриента (оригиналы). Портфолио можно дополнить характеристиками-отзывами на абитуриента отражающими его профессиональную деятельность.

Иллюстративные и проектные материалы портфолио, научные и творческие достижения, сертифицированные документы должны быть представлены на листах А4 и/или А3 форматов в папке с файлами. Материалы портфолио в виде оригиналов творческих, учебных и проектных работ могут быть представлены отдельно, если их формат превышает указанный выше. Часть работ может быть представлена на электронных носителях: CD-дисках и/или флэш-картах, в формате tiff, jpg, pdf.

В процессе обследования представленного портфолио с абитуриентом ведется диалог с целью определения экзаменационной комиссией общей эрудированности и уровня подготовки поступающего, проявления им творческого характера мышления, мотивации выбора магистерской программы, предполагаемой темы магистерского исследования, способности абитуриента к постановке и анализу теоретической и проектной проблем в избранной области. В ходе собеседования абитуриенту задаются вопросы по истории искусств, теории композиции, по технологии и материаловедению, истории и теории декоративного искусства. Могут быть заданы и другие вопросы выясняющие степень ориентированности в избранной профессии и творческие интересы абитуриента, вопросы выявляющие кругозор абитуриента, склонности к ассоциативному, образному мышлению, умение аналитически мыслить, при необходимости, могут быть заданы вопросы, уточняющие детали биографии. Вступительное испытание проводится на русском языке.


4. Критерии оценки

Оценка результатов собеседования определяется совокупностью критериев, характеризующих общий уровень подготовленности абитуриента к обучению в магистратуре: профессиональные компетенции (теоретические и практические знания, аналитические способности, концептуальное проектное мышление и т.д.) и личностные качества (мотивированность на обучение, коммуникативность, лидерские способности, этические ценности и т.д.).


Собеседование оценивается по 100-балльной системе. Максимальная оценка вступительного испытания составляет 100 баллов. Минимальное количество баллов, подтверждающих положительный результат вступительного испытания, – 25 баллов.


От 100 до 80 баллов абитуриент получает:
при представлении научных достижений - копий публикаций, дипломов/сертификатов за участие в научных/научно-практических конференциях, научных конкурсах, программы научных конференций, с указанием темы доклада абитуриента, документально подтвержденное участие в научных разработках (грантах) и т.п.;
при представлении творческих достижений - дипломы, грамоты сертификаты лауреатов, призеров и участников профессиональных творческих конкурсов, каталоги выставок, публикации в периодической печати и т. п.;
при представлении учебных, проектных и творческих работ высокого профессионального уровня с подтвержденным авторством (что определяется в результате экспертной оценки членами предметной комиссии и сравнительного анализа представленных работ);
за подробные и полные ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии.

От 75 до 55 баллов абитуриент получает:
при недостаточном представлении научных достижений - копий публикаций, дипломов/сертификатов за участие в научных/научно-практических конференциях, научных конкурсах, программы научных конференций, с указанием темы доклада абитуриента, документально подтвержденное участие в научных разработках (грантах) и т.п.;
при недостаточном представлении творческих достижений - дипломы, грамоты сертификаты лауреатов, призеров и участников профессиональных творческих конкурсов, каталоги выставок, публикации в периодической печати и т. п.;
при представлении учебных, проектных и творческих работ с подтвержденным авторством, часть которых демонстрирует средний профессиональный уровень (что определяется в результате экспертной оценки членами предметной комиссии и сравнительного анализа представленных работ);
допущении незначительных неточностей в формулировках, содержании, терминологии при ответах на вопросы членов экзаменационной комиссии.

От 50 до 30 баллов абитуриент получает:
при непредставлении научных достижений - копий публикаций, дипломов/сертификатов за участие в научных/научно-практических конференциях, научных конкурсах, программы научных конференций, с указанием темы доклада абитуриента, документально подтвержденное участие в научных разработках (грантах) и т.п.;
при недостаточном представлении творческих достижений - дипломы, грамоты сертификаты лауреатов, призеров и участников профессиональных творческих конкурсов, каталоги выставок, публикации в периодической печати и т. п.;
при представлении учебных, проектных и творческих работ с подтвержденным авторством, большая часть которых демонстрирует средний профессиональный уровень (что определяется в результате экспертной оценки членами предметной комиссии и сравнительного анализа представленных работ);
при допущении грубых неточностей в формулировках, содержании, терминологии при ответах на вопросы членов экзаменационной комиссии.

Неудовлетворительную оценку (до 25 баллов) абитуриент получает: при непредставлении научных достижений - копий публикаций, дипломов/сертификатов за участие в научных/научно-практических конференциях, научных конкурсах, программы научных конференций, с указанием темы доклада абитуриента, документально подтвержденное участие в научных разработках (грантах) и т.п.;
при непредставлении творческих достижений - дипломы, грамоты сертификаты лауреатов, призеров и участников профессиональных творческих конкурсов, каталоги выставок, публикации в периодической печати и т. п.;
при представлении учебных, проектных и творческих работ с неподтвержденным авторством или работ, которые демонстрируют низкий профессиональный уровень (что определяется в результате экспертной оценки членами предметной комиссии и сравнительного анализа представленных работ);
при серьезных затруднениях или отсутствии ответов на вопросы членов экзаменационной комиссии.

С целью расширения шкалы оценок допускается повышающая или понижающая коррекция с шагом пять баллов.


5. Материальное обеспечение вступительного испытания

Экзамен проводится в аудитории, оборудованной столами и стульями, монитором, системным блоком. Абитуриент может принести с собой персональный компьютер для демонстрации электронной версии портфолио.


6. Список литературы

1. Адамс С. Путеводитель по стилю "Движение искусств и ремесел". – М. 2000

2. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – М.: Арт-Родник, 2005

3. Рельеф: Композиционные принципы/ Г.Д.Жилкин. – М. : МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2008

4. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металла. М.: В.Шевчук, 2007

5. Художник. Материал. Форма: отечественное декоративное искусство XX - начала XXI века: учеб. пособие / Людмила Крамаренко. - М. : МГХПА им. С.Г.Строганова, 2009

6. Материаловедение художественной обработки: учебник для вузов / В.Ю.Пирайнен. - СПб. : Химиздат, 2008

7. С.Федорова, Р.Р.Мусина. История художественной керамики: учеб. пособие. М.: МГХПА им. С Г.Строганова, 2010

8. Якушева М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: учебное пособие / М.С.Якушева. – М.: МГХПУ; Изд-во В. Шевчук, 2009

9. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учебное пособие для вузов / Г. М.Логвиненко. - М.: Владос, 2008

10. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов : учеб. пособие для вузов / Н.П.Бесчастнов. - М.: Владос, 2004

11. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Высшее образование. Ростов н\Д: Феникс, 2008

12. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме: учебник-Ростов н/д ., 2004

13. Художественный язык орнамента : учеб. пособие / Н.П.Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2010

14. Иванова Г.И., Мальгин В., Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция. М.: Архитектура-С, 2007

15. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований : учебное пособие / М. Ф. Шкляр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 244 с.

16. Соловьев Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов //Н.Н. Соловьев. – М.:ACADEMIA, 2005.

17. Советы молодому ученому: методическое пособие для студентов, аспирантов, младших научных сотрудников, и, может быть, не только для них / под.ред. Воробейчика Е.Л. Изд. 3-е, переработ. и дополн. Екатеринбург: ИЭРиЖ УрО РАН, 2011, 122 с.